Почему белые не спешат с построением крепости?
14:54
Это партия го, которую мне довелось недавно сыграть на Wbaduk, в качестве подготовки к играм с профи, которые там проводятся. Почему 24-м ходом белые не спешат строить крепость (два глаза), а разрезают камни черных? См. флеш-гобан ниже или скачайте файл с записью партии го. Не надо быть 4-м даном, чтобы видеть, что группа внутри которой формируется гомоку-накадэ (пространство из пяти пунктов в форме автомобиля) может быть убита одним ходом.
Дело в том, что на некотором уровне игры уже не важно - живет группа или умирает, а важно "время жизни" группы - сколько она живет (это величина от одного хода до бесконечности в случае построения двух глаз). А затем важно эффективно использовать это время жизни, чем и занялись белые, т.е. Гоути, в этой партии.
Как же удалось белым выиграть эту партию го, после потери группы? Здесь важно увидеть что именно и на что мы меняем в ходе игры. Я привожу эту партию, для учебных целей, в ней удачно сочетаются все фазы "жизни" убитой группы. Мне удалось выжать из этих мертвых камней, почти 100 % эффекта. То есть они не просто погибли, а потребовали от противника значительных ресурсов, в замен которых белые приобрели ряд преимуществ в игре. Давайте посмотрим, что это за ресурсы и преимущества. 1) Противнику нужен ход для выбивания глаз. Это ход 43. На его момент в углу 3 белые группы борятся с тремя черными, что можно считать равной игрой. 2) Противник сам должен построить глаза у своей изолированной к 43-ему ходу группы, чтобы не играть сэмэай с моей уже "убитой" группой. Это ход 73. На его момент у белых формируется мойо, которое уже способно компенсировать потерю группы в углу. Единственная проблема - слабая группа, бегущая среди черных камней вверху. Но этим камням пока есть куда бежать и их даже удается использовать для атаки разрезающих камней противника, что дает белым некоторое развитие. 3) К 124-му ходу, белым удается затеять очень большое ко. Таким образом, уже мертвая группа используется еще раз, как адзи (скрытая угроза). Черные не могут проиграть это ко и вынуждены не отвечать на любую ко-угрозу белых, какой бы большой она не была. Это позволяет запереть разрезающую группу черных между камней, удачно закончить формирование мойо и перейти к следующему пункту. 4) 154-м ходом белые подготавливаются к тому, чтобы заставить черных доесть окруженные в начале партии в углу и "убитые" свои камни. На это черным потребуется еще 4 хода, за время которых белым удается связать всю свою позицию зажатую среди сильных черных камней. Черные неудачно попытались помешать соединению 3-х белых групп вверху и в итоге остались в готэ (потеряли очередь хода). Это позволило белым перейти к атаке черных камней на верхней стороне, которые теперь остались один на один с превосходящими силами противника. 174-й ход несет смерть и черные это понимают. Теперь их единственный шанс на победу - это разрушить все мойо белых. Таким образом инициатива полностью перешла в руки белых, а неудача: погибшая в начале игры группа, - превратилась в удачу, т.к. её удалось использовать как минимум 4 раза, добившись построения мойо и пленения черных камней на верхней стороне. Если посчитать, то на 10 белых камней, погибших в углу, черным пришлось сделать дополнительно 7 ходов (1-убить, 1-выжить, 1-ко, 4-доесть), чтобы полностью истребить их потенциал. Это значит, что кроме тех дести ходов, что были ответом на мои, потребовалось еще 7 дополнительных... Это очень не эффективное расходование средств за черных. Строить свою игру от мертвых камней - нельзя, но использовать их потенциал или время жизни для достижения других перспективных целей во время игры го - можно и нужно! Удачи на полях сражений! Гоути ака Малютин Д.В.
Эта статья по игре Го просматривалась: 95181 раз(а). # | Комментарии (0)
Новый ресурс от мастеров клуба культуры Го "Территория": goproblems.ru - Задачи по игре Го с решениями. В настоящий момент на сайте уже больше задач по игре Го, чем на одноименном домене в зоне com и коллекция будет еще пополняться. Все задачи с решениями и часто содержат подробные комментарии на русском языке, поясняющие суть приема или игровой стратегии. Представлены задачи на основные стадии и приемы игры Го (Бадук, Вейци). Игроки самых разных уровней смогут найти там подходящие для себя задачи, а разбирать их можно в нашем клубе по субботам и четвергам (вечер), рядом с метро Полежаевская. Успешного штурма крепостей!
Эта статья по игре Го просматривалась: 74251 раз(а). # | Комментарии (1)
Ребята, помогите Мастеру Го, оказавшемуся в тупике: Форма, которая образуется после снятия одного камня противника называется цветок (поннуки). А как называется форма, образующаяся на месте снятия самого цветка (поннуки)?
Вариант ответа читайте справа налево: еитевцос.
Эта статья по игре Го просматривалась: 37534 раз(а). # | Комментарии (0)
Династия монголов захвативших Китай приходила в упадок. Наместники провинций враждовали между собой, стремясь захватить соседей и возглавить борьбу за императорский престол. В Китае свирепствовал голод, а бесконечные междоусобицы истощали и мучили народ. Всего 9 слов стратега, воспринятые талантливым организатором, помогли ему стать первым и лучшим среди борющихся князей и, в последствии, основать династию Мин, восстановив мир и процветание Китая на долгое время. Вот эти 9 слов в 3-х фразах: Построить прочную основу. Сберегать различные ресурсы. Отложить раздачу титулов.
Три перечисленных принципа необыкновенно близки игре Го. Их можно наглядно разобрать на основе игровых позиций.
1) Построить прочную основу.
Ниже позиция, в которой ход белых, и им необходимо выбрать один из пунктов, обозначенных латинскими буквами.
Выберите свой путь. Теперь давайте разберем каждый из пунктов.
А. Белые начинают развивать свой камень на стороне в направлении центра. Кажется, что это быстрый и атакующий ход, но в действительности камни направляются в наименее перспективную сторону, т.к. движение в центр не приносит территории и обычно преследует своей целью просто бегство.
B. Построить прочную основу. Черные на R6-R9 укреплены - это форма никенбираки (распространение через 2 пункта), она позволяет получить базу на стороне минимальными ресурсами (2 камня) с некоторым пространством для жизни и более гибкого последующего развития. Известная пословица гласит: перед тем как атаковать - оглянись на себя. Действительно белым следует получить точно такую же базу на стороне, как уже получили черные ходами в R6-R9. Поэтому, занятие пункта B белыми является правильным ответом. Получить базу для дальнейшего развития или построения крепости, атаки угла или симметричной формы черных - это и есть наилучшее решение в этой позиции. Ход, соединяющий в себе сразу несколько идей, решений и направлений для последующей игры - вот правильный ответ.
C, D, E, F. Все последующие ходы - это попытка малыми силами атаковать превосходящего в численности и тактически лучше расположенного противника. Если черные будут действовать умело, то силы белых после такой атаки будут раздроблены и вынуждены бежать в центр, лишенные базы и атакуемые с разных сторон. Т.о. противник сможет навязывать свою игру, дирижируя бегством белых.
2) Сберегать различные ресурсы.
В следующей задаче следует найти наилучший ход за черных.
Беглая оценка позиции позволяет понять, что силы черных раздроблены на 3 группы и лучшим исходом для них было бы объединение сил в одну систему (группу). Для этого надо захватить разрезающие камни белых. Но есть несколько способов сделать это. Задача взята из книги "Тренируемся как профессионалы" Сунг-Раэ Ким 3д. Но в книге приводится не совсем верный ответ:
Немедленное решение не всегда лучшее. Черные решают проблему и соединяются, но они, кроме того, могут сберечь дополнительные ресурсы для себя и, следовательно, наилучшим будет другой ход.
Вот правильное решение, сберегающее различные ресурсы:
Почему оно лучше? Давайте посмотрим, как будут действовать белые при первом решении:
И в том и в другом случае белые могут соединить свои 3 камня в углу с основными силами на стороне (для этого им нужно, чтобы разрезающие камни имели не менее 2-х свободных дыханий или дамэ). Но, при правильном решении белым придется потратить для этого на 2 камня больше - отдав их черным. В правильном варианте черные получат как минимум один надежный глаз и миаи (альтернативу) на построение второго. В неправильном варианте у черных нет ни одного надежного глаза и вся форма сильно переконцентрирована, сжата, лишена жизненного пространства внутри. Итак, какие ресурсы сберегут черные: - 4 очка территории; - глазное пространство и миаи (альтернативу) на построение второго глаза; - более масштабное влияние на центр. Это красивый пример на анализ форм и вариантов в Го, наглядно показывающий, что камни могут работать с разной эффективностью, сберегая различные ресурсы, даже при решении одной и той же задачи.
3) Отложить раздачу титулов.
Посмотрите на 1-й ход черных в партии:
Это вполне возможный ход для начала. Но ход в тэнген (пункт 10-10 или центральное хоси) не дает территории. Он заключает в себе идею чистого влияния. Сделав этот ход, черные занимают место Императора, которым и считается тэнген, т.е. говоря языком аллегории, черные провозгласили себя Императором Поднебесной. Теперь всю последующую игру им предстоит доказывать свое превосходство, что потребует дополнительных сил и умения. Ход в центр поля позволяет обратить сите (лестницы – прием захвата камня), которые могут возникнуть при розыгрыше 4-х углов в пользу черных. Но это нужно еще уметь - использовать такое, довольно тонкое преимущество в игре. Гораздо проще начинать игру с углов, захватывая область за областью, получая прочные опорные пункты, сберегая различные ресурсы и постепенно поднимаясь к центру поля. Если же сразу провозгласить себя Императором, то, даже имея многое, можно обратить против себя своих же союзников.
Это только 3 стратегических принципа, которые мы посмотрели на поле Го. Но и они позволяют достичь хорошего понимания или ощущения ситуаций в жизни, найти интересные параллели и ассоциации. Что же может дать человеку использование десятков стратегических и тактических приемов, которые можно, при желании, усвоить в этой игре?!?
Малютин Д.В. ака Гоути 4 дан.
Эта статья по игре Го просматривалась: 116688 раз(а). # | Комментарии (0)
Программы для решения задач по Го и просмотра партий Го
12:17
Одной из лучших программ для просмотра партий и сборников задач в файлах *.prb или *.sgf - является Many Faces of Go v11 или 12. Но, к сожалению, это платная программа, которая требует CD-диск при инсталляции. Однако, урезанную программу 12-й версии, можно найти в интернете на сайте разработчика. Скачать The Many Faces of Go v12.Прямая ссылка на инсталляционный файл (38 Мб). Она не переводилась на русский язык разработчиком. Чтобы решать задачи в этой программе 12-й версии надо просто переименовать сборники задач с расширением *.prb в *.sgf и открыть файл в соответствующем разделе.
Вторая программа, которая заслуживает внимания и лишь не многим уступает MFG-11 - будет СмартГо версии 2.8.3 и старше. Это условно бесплатная программа, которая предоставляет на первые 15 дней полнофункциональную версию, а затем ограничивает некоторые возможности продукта - если не приобрести платный цифровой ключ. Скачать SmartGo последней версии. Прямая ссылка на инсталляционный файл (12 Мб).
Что приятно, разработчик СмартГо позаботился о локализации своего продукта на русский язык. После установки СмартГо нуждается в небольшой настройке для того, чтобы корректно отображать задачи составленные, например в MFG-11, как вот эти задачи по Го на есэ (ёсэ). Тонкость заключается в том, что текстовые файлы составленные в среде Windows могут иметь разные кодировки кириллических символов. Наиболее распространенная windows-1251, конкурирует с универсальной - UTF-8 или юникодом. Чтобы кодировка windows-1251, правильно отображалась в окне комментариев этой программы нужно зайти в меню "Инструменты", затем "Настройки" и там выбрать закладку "SGF", где в разделе "Международное" указать кодировку по умолчанию Cyrillic (Windows): windows-1251. После чего закрыть программу и запустить заново. Теперь комментарии к диаграммам го-задач должны отображаться в верной кодировке.
На третье место по удобству решения Го-задач в сборнике надо поставить Drago, - приятную программу имеющую русский язык в интерфейсе. Скачать Drago последней версии.Прямая ссылка на инсталляционный файл (4 Мб). Эта программа требует настройки подобно той, которая описана для СмартГо, меню "Параметры" - "Настройка языка", выбрать язык Russian, кодировка игровых файлов: Cyrillic (Windows): windows-1251, и поставить флажек: "Системная кодировка по умолчанию". При решении задач удобнее войти в соответствующий режим меню "Задачи" - "Решение задач..."
Кроме этого существует еще множество программ как для решения задач по Го, так и для просмотра партий Го, но я описал только наиболее интересные. А где же взять сами задачи? Вот одно "рыбное место". Еще один сайт, посвященный этой теме - www.goproblems.com. Этот сайт удобен тем, что там можно как скачать весь архив имеющихся задач, так и решать их через броузер - онлайн.
Удачи Вам на Пути Го! Гоути ака Малютин Д.В.
Эта статья по игре Го просматривалась: 79460 раз(а). # | Комментарии (0)
Игра Го на мобильных телефонах, смартфонах и покет ПС.
21:11
The Game of Go on Mobile Phones
Очень приятный и многообещающий, развивающийся проект, хотя пока не совершенный.
Можно записывать на мобилу 3 партии и их потом смотреть / перезаписывать. Идет на моей Nokia 7610
Эх, самая заманчивая из найденых программ, но не идет на моем смартфоне =о(( Wackoo Christmas Games 3.1 [214kb]
3 in 1. Шашки, шахматы и Го. Игра по gprs, т.е. можно играть с живым человеком на их серваке, подключаясь через мобильный интернет... эх...
С их официального сайта нужно будет скачать еще и скины - их см. здесь
Програмка JWeichiango для мобилы / смартфона, играет ужасно, любит на первую линию =о) Но зато анонсирована поддержка парной игры по блютусу. (вчера было 27 скачиваний, сегодня 30)
Идет на моей Nokia 7610
SpruceGO - умеет только плохо играть... Если вы только что изучили правила - м.б. интересно сыграть 2-3 партии, не больше =о)
Идет на моей Nokia 7610 Скачать SpruceGO для Мобилы / Смартфона
Небольшая приятная программа jimmygo для просмотра партий с загрузкой их, из итернета по http. Умеет смотреть файлы sgf с предрастановкой камней и без, а вот древо вариантов и комментарии не поддерживает.
Идет на моей Nokia 7610
goreader для просмотра партий в sgf.
Многообещающий проект, но видимо у меня карма плохая, аккаунт для подключения к их базе мне на дают =о(
Идет на моей Nokia 7610
Изучая ёсэ набрал несколько десятков задач из "справочника ёсэ" Р. Бозулича Это целиком три раздела из книги. Задачи на стоимость ёсэ-хода: iosestoim.prb Задачи на ёсэ-тесудзи: iose.prb Задачи с финальной позицией на малых досках - нужно правильно доиграть ёсэ: iosestrong.prb Скачать задачи по игре Го с решениями! - 25 Kb, просматривать можно в MFG либо UliGo (кажется надо сменить расширение на *.sgf)
Эта статья по игре Го просматривалась: 62603 раз(а). # | Комментарии (0)