игра го

. Игра Го
. Клуб Го в Москве
.. Обучение игре Го
.. Философия игры Го
7 уровней Мастерства
Line of Go
Анимэ
Атмосфера Го
Бадук
Баннеги
Боевые искусства
Вейци
Видео
Гипотезы
Го на льдине
Го учит предвидеть...
Го-оборудование
Го-стихи
Гоути
Достижения
Дух Го
Задачи по Го
Задачи с решением
Занимательно
Игровой клуб
Игроки Го
Игры народов мира
История игр
Каларипаятту
Кино
Китай
Клуб культуры Го Территория
Книги
Комплект Го
Компьютерное Го
Купить
Легенда
Мастер Го
Мастерство
Мастерство Го
Миф
Мои партии
Москва
Музей Го
Нарды
Настольные игры
Образы Го
Партии старых мастеров
Пословицы
Предвидение
Презентация игры Го
Программы
Проекты
Путешествия
Путь Го
Разбор партии
Развитие Го
Сад камней
Скачать
События
Статьи
Стратегия
Тексты
Турниры
Уникальные вещи
Философия игр
Фильм
Фото
Фотография
Хикару но Го
Цитаты
Шахматы
Экстремальное Го
Эпизоды Го
Япония

все об игре Го


 

Поиск


 

 
Купить комплект Го.
Купить комплект Го в клубе.

 
Книги и диски по Го.
Книги и диски по Го.

 

 

 

 
Клуб культуры Го Территория
 
7000 задач по игре Го с решениями.

 

 

 

Страницы: 1 | 2

Искать текст "Стратегические принципы" в заметках...

RSS: эта страница

24 октября 2011
более 5-и лет назад

(избранное) Го - как и любовь - требует партнера. 10:44

Есть множество легких и глубоких афоризмов посвященных игре в европейские шахматы. Эти афоризмы и крылатые фразы довольно распространены, - порою они кратко и емко передают суть того, что происходит в игре, а иногда, и вокруг неё. Но, что интересно, почти все шахматные афоризмы, за малым исключением, применимы к игре Го. В некоторых случаях их можно рассматривать как стратагемы и тогда они не требуют "перевода", а в других - легко адаптируются, не теряя своего смысла и посыла. Судите сами:

Греки играют в ...

А слона то я и не заметил /из игровой практики
Адаптация: Косуми (хода по диагонали, вариант - хане) то я и не заметил.

В каждом здоровом обществе есть проходная пешка /Нимцович
Адаптация: На каждом поле есть поннуки (форма-цветок после снятия камня - совершенная форма, возникающая в ходе игры).

В шахматах больше путей, чем на всем земном шаре /Пирс МакОрлан
Адаптация: В Го больше путей, чем на всем земном шаре. (Пожалуй, и больше чем в шахматах...)

Введите коней в битву до слонов /Ласкер
Адаптация: Кейма (ход конем от существующего камня, - аллегория с конницей) атакует на скаку.

Великий мастер мест это конь на e5; мат за ним по пятам ходит /Тартаковер
Адаптация: Великий мастер форм - это поннуки (форма-цветок).

Великолепие в шахматах это признак коварного разума /Шерлок Холмс
Адаптация: Великолепие в Го - это признак коварного разума.

Во время шахматного соревнования гроссмейстер это тигр на охоте и монах одновременно /Алехин
Адаптация: Во время игры в Го, мастер, - это тигр на охоте и монах одновременно.

Все шахматные мастера играют вслепую /Колтановский
Адаптация: Все мастера Го играют вслепую.

Всегда лучше жертвовать фигурами своего противника /Тартаковер
Адаптация: Всегда лучше жертвовать формами (или камнями, группами) своего противника.

Вы много университетов окончили, что так играете? /Цеши
Адаптация: не нуждается.

Дебюты учат дебютам. Эндшпили учат шахматам /Герзадович
Адаптация: Фусэки учат дебюту. Тюбан учит Го.

Если ваш оппонент предложил ничью, попытайтесь понять, почему он признает свою несостоятельность /Шорт
Адаптация: Сейчас в Го ничьих нет. А когда были - они ценились как достижение обоих игроков.

Если на доске есть свободное поле - почему бы его не занять? /из игровой практики
Адаптация: очень точно... но в Го свободных пунктов настолько много, что это иногда вводит начинающих в ступор...

Есть два типа жертв: правильные и мои /Таль
Адаптация: стратагема.

Женщина никогда не будет играть в шахматы на равных с мужчинами, потому что она не может пять часов сидеть за доской молча /Пауль Керес
Адаптация: одно из литературных названий Го - "Дза ин" - "Сидящий отшельник"...

Знание тактики - это основа позиционной игры /Рети
Адаптация: не нуждается.

И это все что ты можешь, слабак? /Мерлино
Адаптация: мысль ведущая к потере баланса...

Играть правильно в конце игры нужно, но невозможно /Стоутон
Адаптация: стратагема.

Изолированная пешка портит настроение всей доске /Тартаковер
Адаптация: Изолированная группа портит настроение всей доске.

Каждый шаг к эндшпилю усиливает короля /Нимцович
Адаптация: Каждый шаг к ёсэ обножает слабости форм.

Когда вы видите хороший ход, обождите: найдите тот, что получше /Ласкер
Адаптация: стратагема.

Когда я играю белыми, я выигрываю, ведь я играю белыми; когда - черными, я выигрываю, ведь это я /Боголюбов
Адаптация: Расскажите это deep-blue... =0)

Лошадью ходи, век воли не видать! /кинофильм "Джентельмены удачи"
Адаптация: В Го это тоже крылатая фраза из-за ассоциации хода кеймой и огеймой с ходом лошадью...

Лучше бы у меня была пешка вместо пальца /Файн
Адаптация: Лучше бы на этом месте был мой камень...

Морфи был гений из гениев /Фишер
Адаптация: Го (Ву) был гений из гениев.

Мы уже не играем по книжкам? /Мерлино
Адаптация: стратагема.

На одном дебюте далеко не уедешь /из игровой практики
Адаптация: На одном фусэки далеко не уедешь.

На шахматной доске ложь и коварство долго не живут /Ласкер
Адаптация: На поле Го ложь и коварство долго не живут. Истинная, святая, правда! =0) Можно рассматривать как стратагему: "не играй на ошибку противника". Но и не только...

Наслаждение гамбитами это признак молодости в шахматах /Ласкер
Адаптация: Наслаждение дзёсеками (форсированными или "стандартными" вариантами розыгрыша) - это признак молодости в Го.

Не ход ищи, не два хода, а целый план ищи /Зноско-Боровский
Адаптация: стратагема!...

Недостаточно быть хорошим игроком; вы также должны хорошо играть /Тарраш
Адаптация: глубоко копает... =0)

Некоторая часть ошибки всегда верна /Тартаковер
Адаптация: стратагема! Часто используется в форовых играх...

Некоторые кони не скачут, а хромают /Тартаковер
Адаптация: Некоторые кеймы не атакут...

Нет раскаяния сильнее, чем шахматное /Веллс
Адаптация: Разве что раскаяние в Го? Ведь партия играется даже по времени дольше и на кону больше усилий...

Нет такой цены, которую нельзя заплатить за скальп короля /Кобленц
Адаптация: Нет такой цены, которую нельзя заплатить за приносящее победу ко.

Никто еще не выигрывал, уронив короля /неизвестный
Адаптация: Особенно в Го... =0)

Ничью можно получить тремя одинаковыми ходами или одним плохим /Тартаковер
Адаптация: В Го это было опровергнуто Ч...

Один плохой ход может испортить сорок хороших /Хоровиц
Адаптация: стратагема!

Ой. Мне жаль или не жаль? /Полсен
Адаптация: Из цикла: "в каждой ошибке есть доля ошибки"...

Оплошности ждут, пока вы совершите их /Тартаковер
Адаптация: стратагема, по мотивам законов Мерфи.

Первый принцип наступления: не позволяйте врагу развиваться /Файн
Адаптация: стратагема.

Перед эндшпилем боги поставили миттельшпиль /Тарраш
Адаптация: Перед ёсе боги поставили тюбан!

Пешечные эндшпили - это гольф /Пурди
Адаптация: Ко - это пенальти... =0)

Пешка - душа шахмат /А.Филидор
Адаптация: В камне - душа Го.

Пешка есть - ума не надо /из игровой практики
Адаптация: Камень есть - ума не надо.

Победа нестандартной комбинацией, пусть и красива, но наполняет меня артистическим ужасом /Стейниц
Адаптация: не нуждается.

Победитель это тот, кто делает меньше ошибок, чем его противник /Тартаковер
Адаптация: стратагема.

Помогите фигурам, чтобы они могли помочь вам /Морфи
Адаптация: Построение красивых форм - залог успеха.

Почему никто не играет 1.h4? /Гриффес
Адаптация: Это просто... потому, что в Го начинают с углов... =0)

Почему я должен проигрывать этому идиоту? /Нимцович
Адаптация: "Чрезмерно желающий победы - не победит" - одна из 10 заповедей Го.

Прогресс веков не может оспорить гения Морфи /Стейниц
Адаптация: Прогресс веков не может оспорить гения Го (Ву).

Проигравший всегда виноват /Панов
Адаптация: не нуждается.

Просчитать - не значит проанализировать /По
Адаптация: не нуждается.

Проходная пешка - преступник, которого нужно держать под замком /Нимцович
Адаптация: Держись от поннуки на расстоянии.

Пускай идеалисты играют в шахматы по почте /Сейраван
Адаптация: Пускай идеалисты играют в Го на Драконе (DGS).

С молодежью - в эндшпиль! / из игровой практики
Адаптация: С молодежью - в Го!

Семь раз проверь один раз возьми /из игровой практики
Адаптация: стратагема.

Слава у меня уже есть. Теперь я хочу денег /Стейниц
Адаптация: проблема.

Современные шахматы больше волнуются о пешечной структуре. Забудьте о ней; мат все решит /Шорт
Адаптация: Все решает ёсэ.

Те, кто говорят, что понимают шахматы, ничего не понимают /Хабнер
Адаптация: Те, кто говорят, что понимают Го, ничего не понимают.

Только у игрока с инициативой есть право атаковать /Стейниц
Адаптация: стратагема!

Только хороший слон достоин жертвы, плохого слона можно и проиграть /Разуваев
Адаптация: Только хороший камень или группа достойны жертвы, плохие камни - отдавай.

У меня все ходы записаны! /О.Бендер
Адаптация: факт.

Хорошая жертва эта та, которая не нужна, но оставляет вашего противника в замешательстве /Шпильманн
Адаптация: стратагема.

Хорошему игроку всегда везет /Капабланка
Адаптация: факт.

Чем быстрее я заведу противника в неизведанные воды, тем лучше /Колман
Адаптация: форовый принцип.

Чем старше я становлюсь, тем больше я ценю пешки /Керес
Адаптация: Чем старше я становлюсь, тем больше я ценю каждый камень.

Чтобы не потерять фигуру, многие игроки сдают игру /Тартаковер
Адаптация: Чтобы не потерять группу, многие игроки сдают игру.

Чтобы улучшить игру, вы должны сперва изучить эндшпиль /Капабланка
Адаптация: Чтобы улучшить игру, вы должны сперва изучить ёсэ (считаем, что жизнь и смерть входят в этот раздел...).

Шахматы - как и любовь - требуют партнера /С. Цвейг
Адаптация: факт.

Шахматы - просто опасная для психики вещь. Если не иметь внутренних сил к сопротивлению, то дело может кончиться дурдомом. Шахматы - это ловушка. Они сильнее человека /А.Карпов
Адаптация: Подставляем вместо "шахмат" слово "Го" и подписываемся под манифестом!

Шахматы - это гимнастика для мозгов /Паскаль
Адаптация: одна партия в Го = 8 шахматным по интеллектуальной ёмкости...

Шахматы - это искусство анализа /Ботвинник
Адаптация: Го - это искусство предвидения.

Шахматы - это море, в котором колибри может напиться, а слон - искупаться /индийская пословица
Адаптация: Го - это океан, в котором колибри может напиться, а слон - искупаться.

Шахматы - это муки разума /Каспаров
Адаптация: В каждой партии Го ты сталкиваешься с неизвестным...

Шахматы - это спорт, кровавый спорт /Марсель Дунамп
Адаптация: Для многих Го - это только спорт, кровавый спорт.

Шахматы - это тяжелейшее сражение /Ласкер
Адаптация: Го - это тяжелейшая война.

Шахматы были родным языком Капабланки /Рето
Адаптация: Го было родным языком Мастера Го (Ву).

Шахматы на 99% состоят из тактики /Тайчманн
Адаптация: Го на 60% состоит из стратегии.

Штирлиц почувствовал запах гари, и действительно: из-за угла появился Каспаров /шутка
Адаптация: Фамилию можно подставить близкую для себя...

Я думаю, что ничья в любой партии теоретична /Фишер
Адаптация: Если в Го отбросить надуманные спортом 0,5 очка, то утверждение полностью верно и для Го.

Я едва различаю детали игры /Найдорф
Адаптация: Я вижу лишь малую часть возможностей каждой игры.

Я играл Берда и датскую часто, потому что не любил запоминать дебюты /Колман
Адаптация: Я играл низкий китай и три звезды, потому что не любил запоминать дебюты.

Я что, шахматный идиот? /Бернштейн
Адаптация: не нуждается...

Эта статья по игре Го просматривалась: 93427 раз(а).
# | Комментарии (6)

Кейворды: . Игра Го, .. Обучение игре Го, Анекдоты, Бадук, Вей ки, Вей-ци, Вей-чи, Го, Го Сэйген, Го учит, Игра и Жизнь, Игроки Го, Игры народов мира, Мастерство, Пословицы, Стратагемы, Стратегические принципы, Стратегическое Го, Стратегия, Теории, Термины, Термины Го, Философия игр, Шахматы, Шутки, Юмор

9 декабря 2010
более 6-и лет назад

(избранное) Он может быть третьим! 14:26

Го.

Один из случайных наблюдателей партии Мастеров, вдруг воскликнул, адресуя свой вопрос об необходимости игры Го в пространство:

- Не понимаю... Зачем это надо?

Тут же, Мастер Го, не занятый размышлением над ходом, обернулся и сотрясая указательным пальцем в сторону зрителя, воскликнул:

- Вот! Он может быть третьим!

- Что "третьим", - сжался посетитель, не ожидавший такой реакции и общего внимания...

- Ваш вопрос может стать третьим, после: "Кто виноват?" и "Что делать?", если не начать с него сразу. Хорошо, что вы задаете этот вопрос сейчас, а не после тех двух. Садитесь! Мы попробуем вместе найти ответ на него. - предложил Мастер Го.

Гоути.













Эта статья по игре Го просматривалась: 36516 раз(а).
# | Комментарии (0)

Кейворды: Анекдоты, Го, Гоути, Дух Го, Игра и Жизнь, Идеи, Культура Го, Мастер Го, Мастерство, Мастерство Го, Предвидение, Принципы, Притчи, Путь Го, Развитие Го, Стратегические принципы, Стратегия, Юмор

27 октября 2010
более 6-и лет назад

(избранное) Тируваллувар. Стратагемы Южной Индии. 13:32

Ниже выдержки из знаменитого произведения Тируваллувара: "Курал", который еще называют библией Южной Индии. Я выбрал только несколько афоризмов, которые, на мой взгляд, могут быть восприняты и использованы как стратагемы, т.е. подходят для решения прикладных стратегических задач, как в жизни, так и за полем Го...

Темное и светлое. Игра го в Индии. Стратагемы Индии.

- Человек, решивший изменить к лучшему жизнь общества, должен быть готов к страданиям. Следует знать, что для блага других придется перенести много горя и страданий.
- В каждом действии есть потеря, приобретение и цена. Прежде чем сделать что-то, взвесь качество и количество каждого из этих трех.
- Плохо организованные силовые операции приводят только к мобилизации вражеских сил.
- Помни, что пассивность приводит к поражению, если обстоятельства требуют действий.
- Прежде чем отдать приказ, всесторонне обдумай его. Думать о путях и средствах осуществления уже в ходе действия - фатально.
- Решения должны приниматься такие, чтобы их не отвергал просвещенный мир, который никогда не одобряет бесполезные решения.
- Многие, отправившиеся на завоевания, побуждаемые лишь амбициями, потерпели поражение, не соразмерив военные силы.
- Кто невнимателен к силе противника и переоценивает свою мощь, тот быстро движется к бесславному концу.
- Длина ветвей дерева не может быть безграничной. Если они в безудержном энтузиазме вырастут слишком большими, то отломятся и погибнут.
- Цари, стремящиеся к завоеваниям, спокойно ждут подходящего времени для нанесения удара.
- Самообуздание для энергичного, - что для бойцового барана шаги назад, которые он делает перед тем, как броситься в атаку. (Во времена Тиру-Валлювара любимым развлечением тамилов были бараньи бои.)
- Гнев мудрого не станет немедленно подставлять его голову под удар, но будет тлеть, пока не настанет время вспыхнуть действием.
- Подходящий случай выпадает редко. Если стремишься к великой цели - не упускай его.
- В ожидании будь похож на застывшего аиста; но когда пришло время действовать, пусть твои поступки будут быстрыми и точными, как его клевок.
- Не атакуй, если не нашел места, подходящего для окружения противника, и не совершай роковой ошибки недооценки его сил.
- Даже если у тебя большая и отважная армия, не следует пренебрегать защитными сооружениями; они полезны во многих отношениях.
- Пусть твои воинские силы слабее противника, но если ты выберешь для битвы подходящее место и тщательно продумаешь ход сражения, то сможешь победить, словно твоя армия больше вражеской.
- Если твои военные силы хорошо защищены, то, выбрав выгодное место для нападения, ты разрушишь планы врагов.
- Если весь ход военной операции продуман и можно самому выбрать для нее место, нет нужды в дополнительной поддержке: отвага твоих воинов принесет победу.
- Имея большую армию, не следует вступать в сражение в тесном месте: преимущество в силе не сможет проявиться, а боевой дух твоих солдат ослабнет.
- Нелегко победить врага на его территории, даже если его армия и защитные сооружения слабы.
- В глубокой воде крокодил силен, но на суше - бессилен.
- Днем вороны побеждают сову. Царь, желающий справиться с сильными врагами, должен выбрать правильное время.
- Тяжело нагруженная повозка не поедет по морю, а скользящий по воде челн бесполезен на суше.
- Он должен быть искушен в умении поссорить врагов, сохранить политические союзы и возвратить потерянных друзей.
- Слон огромен и вооружен острыми бивнями, но он дрожит перед тигром.
- Будь ослепителен с теми, кто сияет. Но если собрание состоит из простых людей, спрячь свою образованность и будь прост, как неученый.
- В государстве не должно быть чересчур много групп и группировок; нельзя допустить наличие антисоциальных элементов и преступников, беспокоящих царя. (Известный принцип в Го - не более одной слабой группы. Камни должны действовать согласованно и поддерживать друг-друга, а не противоречить и ослаблять, - в этом заключается эффективность их действия).
- Политикам нужно запомнить два принципа действий. Первое - не предпринимать сомнительных начинаний. Второе - если в ходе исполнения задуманного что-то идет не так - не волноваться, а смело встречать трудности.
- Успех в великом начинании придет в том случае, если обнародование плана происходит в момент его осуществления. Преждевременное раскрытие своих карт создает непреодолимые трудности.
- Все бессмысленно, если человек не стремится действовать умело: он не оставит следа в истории.
- Прежде чем начать военную кампанию, следует весьма тщательно рассмотреть пять составляющих, которые могут принести успех или поражение: снаряжение, живая сила, положительные и отрицательные особенности места и времени, а также особенности самой операции.
- Планирование военного похода должно завершаться рассмотрением всех трудностей, с которыми возможно, придется встретиться, и ценой, которую придется заплатить за победу.
- Старайся посеять вражду между твоими противниками даже усерднее, чем установить дружбу со сторонниками. (В Го можно нарушить согласованность камней противника и для этого существует множество приемов сдавливания или атаки форм.)
- Воинское соединение должно быть способным продвигаться в атаке, не смешивая своих рядов.
- Подразделение может быть немногочисленным и состоять из солдат, не обладающих выдающимися данными, но все же побеждать благодаря правильной расстановке личного состава. (... благодаря правильной расстановке камней).
- Если царь остерегается неправильным поведением или скупостью погубить свой авторитет в армии, он застрахован от дезертирства, неподчинения и оскудения войска. Только такая боеспособная армия побеждает.
- Лучше промахнуться, метнув копье в слона, чем попасть в бегущего зайца. (Слабые группы атакуются целиком, даже если их шансы выйти из под атаки выше, чем у отдельных камней их составляющих.)
- Никто не упрекнет в потере пожертвовавшего жизнью. Отдать жизнь - значит стать достойным жизни. (В Го, как и в жизни, очень важна идея "жертвы".)
- В обязанности правителя входит умножение богатств, сохранение ресурсов, охрана государства и правильные расходы. При хорошем правлении эти обязанности хорошо исполняются.
- Тот царь - лев среди царей, кто обладает достаточной армией, чей народ трудолюбив, чья страна полна продуктов питания, у кого мудрые и бдительные министры, кто снискал дружбу других царей, и чьи крепости надежны. Тот, кто обладает этими шестью, является львом среди правителей.

Эта статья по игре Го просматривалась: 82056 раз(а).
# | Комментарии (0)

Кейворды: . Игра Го, .. Обучение игре Го, .. Философия игры Го, Бадук, Бессмертный, Боевые искусства, Вей ки, Вей-ци, Вейци, Встречи, Вэйци, Го, Го учит соединять..., Дух Го, Игра и Жизнь, Игроки Го, Игры народов мира, Изображение, Индия, Искусство, Кадры, Картинка, Керала, Культура Го, Мастерство, Мастерство Го, Настольные игры, Образы Го, Поговорки, Пословицы, Примеры из игры, Путь Го, Секрет успеха, Стратагемы, Стратегические принципы, Стратегическое Го, Стратегия, Тактика, Теории, Философия игр, Цитаты

10 января 2010
более 7-и лет назад

(избранное) Несколько идей о 7-ми уровнях мастерства 15:26

Го

Более 2-х лет назад я написал небольшую заметку, в которой обещал дать несколько идей на тему семи уровней мастерства. Сейчас, похоже, пришло время это сделать... Вот с чего начиналась та заметка (новый материал в конце):

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означают даны в Го?? И сколько всего уровней Мастерства? Каково их происхождение?

На этот счет есть любопытные данные. Начну из далека. В Тибете весьма распространена такая игра как Бакчен. Западному человеку она бы показалась похожей на покер и/или на онлайн казино, либо другие карточные игры. С Го эту игру роднит то, что она ведется с помощью 64 белых и 64 черных камней, но каждый камень маркирован подобно костям от 1 до 6, что в свою очередь перекидыват мост от этой игры к домино.

Вот, что пишет о происхождении этой игры Игорь Берхин.

Бакчен (sbag chen) ”древняя тибетская игра” насчитывает несколько тысяч лет и восходит своими истоками к могущественному нечеловеческому племени масанг, которое в древности заселяло Тибет наряду с людьми. Тибетские предания говорят, что масанг обладали чрезвычайно высокими культурой, наукой и искусством.

Когда-то люди обладали способностью непосредственно общаться с масанг и даже вступать с ними в брак. Некоторые тибетские семьи возводят свой род к детям, родившимся от таких союзов. Именно от масанг люди получили многие древние знания и умения. Масанг изобрели игральные кости, которые первоначально использовались не для игры, а для гадания, и уже на основе костей были созданы камни для игры в бакчен. Тибетцы считают, что хотя масанг и стали невидимы для людей, они продолжают покровительствовать азартным играм и приносят удачу тем, к кому они благосклонны.

Для успешной игры в бакчен необходим особый сплав интеллекта, скорости мышления, интуиции и удачи. Именно поэтому бакчен одинаково популярен как среди аристократии и высшего духовенства, так и среди простых крестьян и кочевников.

Чтобы изучить все правила под руководством квалифицированного игрока требуется несколько дней, и этого времени оказывается достаточно, чтобы влюбиться в эту в полном смысле слова волшебную игру, сотворенную древней мудростью.

Он же называет 5 уровней овладения этой игрой:
Существует пять уровней овладения мастерством игры в бакчен: два внешних, два внутренних и один тайный.
- Знание правил игры и владение основными ее стратегиями.
- Способность учитывать в своей игре поведение соперников.
- Интуитивная способность угадывать камни соперников.
- Способность управлять удачей в игре.
- Тайный уровень.

На самом деле степеней Мастерства больше. Науки (будь то медицина, или астрология - две внешние из 7 основных наук, необходимых человеку для реализации) и искусства в Тибете содержат материал и практики для овладения им, распределенный по 7 ступеням Мастерства. После тайного уровня идет "сверхтайный" и "запредельный". Вот вам 7 данов, но спортивное Го со всеми его достижениями никогда не выходило за пределы 5-го дана...

Что происходит на тайном уровне можно представить (и я напишу об этом), но следующие уровни понимания игры... трудны, скажем так...

Итак, семь уровней мастерства, применительно к игре Го.

1) Знание правил игры и владение основными ее стратегиями.

Здесь все просто. Читаем книги, играем, решаем задачи по го.

2) Способность учитывать в своей игре поведение соперников.

Этот навык легко тренируется даже без сознательных усилий со стороны человека. Умение понять психологию и склонности человека по его внешнему виду присуще почти всем людям, в особенности женщинам, склонным делать это интуитивно и чаще подстраиваться под партнера. Душевный настрой, бойцовский дух, желание и умение рисковать или обострять ситуацию - все это видно в игре и часто учитывается нами при принятии решения о поведении в игре.
Даже садясь играть второй раз с одним и тем же человеком, мы уже будем иметь опыт достаточный, чтобы предвидеть некоторые "обороты" игры и тем самым учтем стиль соперника, постаравшись избежать неприятных для себя позиций.
У Сунь-цзы в "Искусстве войны" мы находим хорошую иллюстрацию этому принципу: "Если ты знаешь себя и его, будешь всегда побеждать. Если знаешь себя, а его не знаешь - один раз выиграешь, а другой проиграешь, если не знаешь ни себя, ни его, - будешь всегда проигрывать."

3) Интуитивная способность угадывать камни соперников.

В приложении к игре го - это способность разгадывать замыслы противника и следовать за его идеей. Можно вступать во взаимодействие с идеями еще не "высказанными" на поле. Камней еще нет, но мы уже способны предупредить даже их появление. Как сказано у Сунь-цзы (Искусство войны, цитируется идея выраженная своими словами), - наивысший успех в военном деле достигается не путем штурма крепостей, а тогда, когда удается разрушить замыслы противника. Именно это дает игре Го особенную глубину и даже взаимопроникновение между соперниками.

4) Способность управлять удачей в игре.

Этот уровень игры находится уже на стыке ментального и духовного.
Удача, где бы она не проявлялась, в игре или в жизни, - индикатор того, как человек исполняет свой долг (дхарму) в самом широком смысле этого слова. Хотя элемент удачи в игре Го влияет на исход встречи намного меньше, чем в картах, костях или нардах, любой, кто серьезно занимается игрой понимает, что никто не в состоянии предсказать развитие позиции на много ходов вперед. По этой причине элемент случая или непредвиденного входит в игру, порою неожиданно разворачивая её в пользу менее умелого игрока. Однако, удачей тоже надо уметь воспользоваться.
Удача, также следствие того, что следуя библейскому афоризму можно было бы назвать верой, способной двигать горы. Но верой не в смысле самоуверенности или веры в себя, а веры в назначение. На этом уровне любая игра и в особенности Го превращается в "духовную борьбу". Это именно то, о чем написал Отакэ Хидэо: "В игре Го нет демократического начала. (От себя я бы добавил: "как и в жизни".) Напротив, она представляет собой откровенную духовную борьбу, и поэтому в наш век обладает обворожительностью."

5) Тайный уровень.

Именно здесь игрок может раскрыться как Мастер Го, как человек, который не только превзошел внешние и внутренние аспекты игры или практики, но и как человек, превзошедший себя самого. Эта идея особенно очевидна в игре Го, так как это игра, требующая нахождения баланса и равновесия. Как только человек нарушает равновесие - не важно: слишком жадно сыграв, или слишком скромно, он бывает "наказан" соперником. В этом смысле, любые сильные эмоции - страх, жадность, желание победы, ненависть, высокомерие, нетерпение и тому подобные - заставляют игрока отклониться от золотой середины в игре, что неизбежно ведет к поражению (при игре с равным). Таким образом, победив себя, Мастер, побеждает и в Го. Что, как вы понимаете, сложнее, чем выучить тактику и стратегию одной лишь игры Го.

6) Сверхтайный уровень.

Этот уровень позволяет передавать Мастерство другим, не только посредством слов или игры, но и посредством, скажем так, примера. Человек перестает отождествлять себя с мастерством или с камнями (формами, выражающими сознание игрока), а также с результатами деятельности. Победа и поражение не веселят и не огорчают (нет привязанности к результату). При этом заниматься непосредственно игрой уже не обязательно (вся жизнь - игра), хотя к тому и нет препятствий.

7) Запредельный.
Говорят, что это и есть нирвана... =0)

Гоути

Эта статья по игре Го просматривалась: 85997 раз(а).
# | Комментарии (0)

Кейворды: . Игра Го, .. Обучение игре Го, .. Философия игры Го, 7 уровней Мастерства, Бадук, Бакчен, Боевые искусства, Вейци, Го учит, Го учит предвидеть..., Го учит соединять..., Гоути, Для начинающих, Дух Го, Игра и Жизнь, Игроки Го, Игры народов мира, Изображение, Искусство, История игр, Культура Го, Мастер Го, Мастерство, Мастерство Го, Мистицизм игр, Москва, Настольные игры, Образы Го, Покер, Пословицы, Предвидение, Принципы, Притчи, Проекты, Путь Го, Развитие Го, Россия, Сенсей, Советы игрокам, Стратегические принципы, Стратегия, Титулы, Ученик, Ученики, Философия игр, Фотография, Цель игры Го, Цитаты

1 ноября 2009
более 7-и лет назад

(избранное) Goproblems.ru - теперь RU 19:20

Новый ресурс от мастеров клуба культуры Го "Территория": goproblems.ru - Задачи по игре Го с решениями.
В настоящий момент на сайте уже больше задач по игре Го, чем на одноименном домене в зоне com и коллекция будет еще пополняться. Все задачи с решениями и часто содержат подробные комментарии на русском языке, поясняющие суть приема или игровой стратегии. Представлены задачи на основные стадии и приемы игры Го (Бадук, Вейци). Игроки самых разных уровней смогут найти там подходящие для себя задачи, а разбирать их можно в нашем клубе по субботам и четвергам (вечер), рядом с метро Полежаевская.
Успешного штурма крепостей!

Эта статья по игре Го просматривалась: 53241 раз(а).
# | Комментарии (1)

Кейворды: . Игра Го, . Клуб Го в Москве, .. Обучение игре Го, Вейци, Вэйци, Вэйцы, Го учит соединять..., Гоути, Для начинающих, Дружественные ресурсы, Задачи по Го, Задачи с решением, Игровой клуб, Игровые позиции, Мастер клуба, Настольные игры, Новости, Ссылки, Стратегические принципы, Стратегическое Го, Стратегия, Тактика, Теории, Термины, Территория, Тренер, Япония

26 сентября 2009
более 7-и лет назад

(избранное) Два Пути Го. 17:58

В Го два Пути, обратился Мастер к слушателям.
Первый - это конкуренция, потому, что есть два цвета камней. И одни могут соперничать с другими, т.к. они непохожи.
Второй путь, - "развиваться вместе", - подобен игре камнями одного цвета.
Но Мастер Го соединяет эти пути в один.

Эта статья по игре Го просматривалась: 31073 раз(а).
# | Комментарии (0)

Кейворды: . Игра Го, .. Обучение игре Го, .. Философия игры Го, Атмосфера Го, Вейци, Вейцы, Вейчи, Го учит, Го учит предвидеть..., Го учит соединять..., Гоути, Дух Го, Игра и Жизнь, Игроки Го, Искусство, Культура Го, Мастер Го, Мастер клуба, Мастерство, Мастерство Го, Мистицизм игр, Настольные игры, Образы Го, Путь Го, Сенсей, Советы игрокам, Стратегические принципы, Стратегия, Философия игр

25 марта 2009
более 8-и лет назад

(избранное) 9 слов стратега, создавшие династию Мин 13:16

Династия монголов захвативших Китай приходила в упадок. Наместники провинций враждовали между собой, стремясь захватить соседей и возглавить борьбу за императорский престол. В Китае свирепствовал голод, а бесконечные междоусобицы истощали и мучили народ. Всего 9 слов стратега, воспринятые талантливым организатором, помогли ему стать первым и лучшим среди борющихся князей и, в последствии, основать династию Мин, восстановив мир и процветание Китая на долгое время.
Вот эти 9 слов в 3-х фразах:
Построить прочную основу.
Сберегать различные ресурсы.
Отложить раздачу титулов.


Три перечисленных принципа необыкновенно близки игре Го.
Их можно наглядно разобрать на основе игровых позиций.

1) Построить прочную основу.

Ниже позиция, в которой ход белых, и им необходимо выбрать один из пунктов, обозначенных латинскими буквами.

Ниже позиция в которой ход белых и им необходимо выбрать один из пунктов обозначенных латинскими буквами.

Выберите свой путь.
Теперь давайте разберем каждый из пунктов.

А. Белые начинают развивать свой камень на стороне в направлении центра. Кажется, что это быстрый и атакующий ход, но в действительности камни направляются в наименее перспективную сторону, т.к. движение в центр не приносит территории и обычно преследует своей целью просто бегство.

B. Построить прочную основу. Черные на R6-R9 укреплены - это форма никенбираки (распространение через 2 пункта), она позволяет получить базу на стороне минимальными ресурсами (2 камня) с некоторым пространством для жизни и более гибкого последующего развития. Известная пословица гласит: перед тем как атаковать - оглянись на себя. Действительно белым следует получить точно такую же базу на стороне, как уже получили черные ходами в R6-R9. Поэтому, занятие пункта B белыми является правильным ответом. Получить базу для дальнейшего развития или построения крепости, атаки угла или симметричной формы черных - это и есть наилучшее решение в этой позиции. Ход, соединяющий в себе сразу несколько идей, решений и направлений для последующей игры - вот правильный ответ.

C, D, E, F. Все последующие ходы - это попытка малыми силами атаковать превосходящего в численности и тактически лучше расположенного противника. Если черные будут действовать умело, то силы белых после такой атаки будут раздроблены и вынуждены бежать в центр, лишенные базы и атакуемые с разных сторон. Т.о. противник сможет навязывать свою игру, дирижируя бегством белых.

2) Сберегать различные ресурсы.

В следующей задаче следует найти наилучший ход за черных.

В следующей задаче следует найти наилучший ход за черных.

Беглая оценка позиции позволяет понять, что силы черных раздроблены на 3 группы и лучшим исходом для них было бы объединение сил в одну систему (группу). Для этого надо захватить разрезающие камни белых. Но есть несколько способов сделать это. Задача взята из книги "Тренируемся как профессионалы" Сунг-Раэ Ким 3д. Но в книге приводится не совсем верный ответ:

Не совсем верный ответ.

Немедленное решение не всегда лучшее. Черные решают проблему и соединяются, но они, кроме того, могут сберечь дополнительные ресурсы для себя и, следовательно, наилучшим будет другой ход.

Вот правильное решение, сберегающее различные ресурсы:

Правильное решение сберегающее различные ресурсы

Почему оно лучше? Давайте посмотрим, как будут действовать белые при первом решении:

Развитие событий при не оптимальном решении

И в том и в другом случае белые могут соединить свои 3 камня в углу с основными силами на стороне (для этого им нужно, чтобы разрезающие камни имели не менее 2-х свободных дыханий или дамэ). Но, при правильном решении белым придется потратить для этого на 2 камня больше - отдав их черным. В правильном варианте черные получат как минимум один надежный глаз и миаи (альтернативу) на построение второго. В неправильном варианте у черных нет ни одного надежного глаза и вся форма сильно переконцентрирована, сжата, лишена жизненного пространства внутри.
Итак, какие ресурсы сберегут черные:
- 4 очка территории;
- глазное пространство и миаи (альтернативу) на построение второго глаза;
- более масштабное влияние на центр.
Это красивый пример на анализ форм и вариантов в Го, наглядно показывающий, что камни могут работать с разной эффективностью, сберегая различные ресурсы, даже при решении одной и той же задачи.

3) Отложить раздачу титулов.

Посмотрите на 1-й ход черных в партии:

Отложить раздачу титулов.

Это вполне возможный ход для начала. Но ход в тэнген (пункт 10-10 или центральное хоси) не дает территории. Он заключает в себе идею чистого влияния. Сделав этот ход, черные занимают место Императора, которым и считается тэнген, т.е. говоря языком аллегории, черные провозгласили себя Императором Поднебесной. Теперь всю последующую игру им предстоит доказывать свое превосходство, что потребует дополнительных сил и умения. Ход в центр поля позволяет обратить сите (лестницы – прием захвата камня), которые могут возникнуть при розыгрыше 4-х углов в пользу черных. Но это нужно еще уметь - использовать такое, довольно тонкое преимущество в игре.
Гораздо проще начинать игру с углов, захватывая область за областью, получая прочные опорные пункты, сберегая различные ресурсы и постепенно поднимаясь к центру поля.
Если же сразу провозгласить себя Императором, то, даже имея многое, можно обратить против себя своих же союзников.

Это только 3 стратегических принципа, которые мы посмотрели на поле Го. Но и они позволяют достичь хорошего понимания или ощущения ситуаций в жизни, найти интересные параллели и ассоциации. Что же может дать человеку использование десятков стратегических и тактических приемов, которые можно, при желании, усвоить в этой игре?!?

Малютин Д.В. ака Гоути 4 дан.

Эта статья по игре Го просматривалась: 82450 раз(а).
# | Комментарии (0)

Кейворды: . Игра Го, .. Обучение игре Го, .. Философия игры Го, Бадук, Вей ки, Вей-ци, Вейци, Вейцы, Вэйци, Вэйцы, Го учит, Го учит предвидеть..., Го учит соединять..., Династия Мин, Задачи по Го, Задачи с решением, Занимательно, Игра и Жизнь, Игровые позиции, Император, Искусство, Китай, Культура Го, Мастерство, Образы Го, Поговорки, Пословицы, Предвидение, Презентация игры Го, Примеры из игры, Принципы, Разбор партии, Развитие Го, Статьи, Стратегические принципы, Стратегическое Го, Стратегия, Тактика, Тенген, Теории, Титулы, Философия игр, Цитаты, Эпизоды Го

Страницы: 1 | 2


 

 
Copyright (c) 2005—2017 Малютин Дмитрий
Powered by e2