Есть множество легких и глубоких афоризмов посвященных игре в европейские шахматы. Эти афоризмы и крылатые фразы довольно распространены, - порою они кратко и емко передают суть того, что происходит в игре, а иногда, и вокруг неё. Но, что интересно, почти все шахматные афоризмы, за малым исключением, применимы к игре Го. В некоторых случаях их можно рассматривать как стратагемы и тогда они не требуют "перевода", а в других - легко адаптируются, не теряя своего смысла и посыла. Судите сами:
А слона то я и не заметил /из игровой практики Адаптация: Косуми (хода по диагонали, вариант - хане) то я и не заметил.
В каждом здоровом обществе есть проходная пешка /Нимцович Адаптация: На каждом поле есть поннуки (форма-цветок после снятия камня - совершенная форма, возникающая в ходе игры).
В шахматах больше путей, чем на всем земном шаре /Пирс МакОрлан Адаптация: В Го больше путей, чем на всем земном шаре. (Пожалуй, и больше чем в шахматах...)
Введите коней в битву до слонов /Ласкер Адаптация: Кейма (ход конем от существующего камня, - аллегория с конницей) атакует на скаку.
Великий мастер мест это конь на e5; мат за ним по пятам ходит /Тартаковер Адаптация: Великий мастер форм - это поннуки (форма-цветок).
Великолепие в шахматах это признак коварного разума /Шерлок Холмс Адаптация: Великолепие в Го - это признак коварного разума.
Во время шахматного соревнования гроссмейстер это тигр на охоте и монах одновременно /Алехин Адаптация: Во время игры в Го, мастер, - это тигр на охоте и монах одновременно.
Все шахматные мастера играют вслепую /Колтановский Адаптация: Все мастера Го играют вслепую.
Всегда лучше жертвовать фигурами своего противника /Тартаковер Адаптация: Всегда лучше жертвовать формами (или камнями, группами) своего противника.
Вы много университетов окончили, что так играете? /Цеши Адаптация: не нуждается.
Если ваш оппонент предложил ничью, попытайтесь понять, почему он признает свою несостоятельность /Шорт Адаптация: Сейчас в Го ничьих нет. А когда были - они ценились как достижение обоих игроков.
Если на доске есть свободное поле - почему бы его не занять? /из игровой практики Адаптация: очень точно... но в Го свободных пунктов настолько много, что это иногда вводит начинающих в ступор...
Есть два типа жертв: правильные и мои /Таль Адаптация: стратагема.
Женщина никогда не будет играть в шахматы на равных с мужчинами, потому что она не может пять часов сидеть за доской молча /Пауль Керес Адаптация: одно из литературных названий Го - "Дза ин" - "Сидящий отшельник"...
Знание тактики - это основа позиционной игры /Рети Адаптация: не нуждается.
И это все что ты можешь, слабак? /Мерлино Адаптация: мысль ведущая к потере баланса...
Играть правильно в конце игры нужно, но невозможно /Стоутон Адаптация: стратагема.
Изолированная пешка портит настроение всей доске /Тартаковер Адаптация: Изолированная группа портит настроение всей доске.
Каждый шаг к эндшпилю усиливает короля /Нимцович Адаптация: Каждый шаг к ёсэ обножает слабости форм.
Когда вы видите хороший ход, обождите: найдите тот, что получше /Ласкер Адаптация: стратагема.
Когда я играю белыми, я выигрываю, ведь я играю белыми; когда - черными, я выигрываю, ведь это я /Боголюбов Адаптация: Расскажите это deep-blue... =0)
Лошадью ходи, век воли не видать! /кинофильм "Джентельмены удачи" Адаптация: В Го это тоже крылатая фраза из-за ассоциации хода кеймой и огеймой с ходом лошадью...
Лучше бы у меня была пешка вместо пальца /Файн Адаптация: Лучше бы на этом месте был мой камень...
Морфи был гений из гениев /Фишер Адаптация: Го (Ву) был гений из гениев.
Мы уже не играем по книжкам? /Мерлино Адаптация: стратагема.
На одном дебюте далеко не уедешь /из игровой практики Адаптация: На одном фусэки далеко не уедешь.
На шахматной доске ложь и коварство долго не живут /Ласкер Адаптация: На поле Го ложь и коварство долго не живут. Истинная, святая, правда! =0) Можно рассматривать как стратагему: "не играй на ошибку противника". Но и не только...
Наслаждение гамбитами это признак молодости в шахматах /Ласкер Адаптация: Наслаждение дзёсеками (форсированными или "стандартными" вариантами розыгрыша) - это признак молодости в Го.
Не ход ищи, не два хода, а целый план ищи /Зноско-Боровский Адаптация: стратагема!...
Недостаточно быть хорошим игроком; вы также должны хорошо играть /Тарраш Адаптация: глубоко копает... =0)
Некоторая часть ошибки всегда верна /Тартаковер Адаптация: стратагема! Часто используется в форовых играх...
Некоторые кони не скачут, а хромают /Тартаковер Адаптация: Некоторые кеймы не атакут...
Нет раскаяния сильнее, чем шахматное /Веллс Адаптация: Разве что раскаяние в Го? Ведь партия играется даже по времени дольше и на кону больше усилий...
Нет такой цены, которую нельзя заплатить за скальп короля /Кобленц Адаптация: Нет такой цены, которую нельзя заплатить за приносящее победу ко.
Никто еще не выигрывал, уронив короля /неизвестный Адаптация: Особенно в Го... =0)
Ничью можно получить тремя одинаковыми ходами или одним плохим /Тартаковер Адаптация: В Го это было опровергнуто Ч...
Один плохой ход может испортить сорок хороших /Хоровиц Адаптация: стратагема!
Ой. Мне жаль или не жаль? /Полсен Адаптация: Из цикла: "в каждой ошибке есть доля ошибки"...
Оплошности ждут, пока вы совершите их /Тартаковер Адаптация: стратагема, по мотивам законов Мерфи.
Первый принцип наступления: не позволяйте врагу развиваться /Файн Адаптация: стратагема.
Перед эндшпилем боги поставили миттельшпиль /Тарраш Адаптация: Перед ёсе боги поставили тюбан!
Пешечные эндшпили - это гольф /Пурди Адаптация: Ко - это пенальти... =0)
Пешка есть - ума не надо /из игровой практики Адаптация: Камень есть - ума не надо.
Победа нестандартной комбинацией, пусть и красива, но наполняет меня артистическим ужасом /Стейниц Адаптация: не нуждается.
Победитель это тот, кто делает меньше ошибок, чем его противник /Тартаковер Адаптация: стратагема.
Помогите фигурам, чтобы они могли помочь вам /Морфи Адаптация: Построение красивых форм - залог успеха.
Почему никто не играет 1.h4? /Гриффес Адаптация: Это просто... потому, что в Го начинают с углов... =0)
Почему я должен проигрывать этому идиоту? /Нимцович Адаптация: "Чрезмерно желающий победы - не победит" - одна из 10 заповедей Го.
Прогресс веков не может оспорить гения Морфи /Стейниц Адаптация: Прогресс веков не может оспорить гения Го (Ву).
Проигравший всегда виноват /Панов Адаптация: не нуждается.
Просчитать - не значит проанализировать /По Адаптация: не нуждается.
Проходная пешка - преступник, которого нужно держать под замком /Нимцович Адаптация: Держись от поннуки на расстоянии.
Пускай идеалисты играют в шахматы по почте /Сейраван Адаптация: Пускай идеалисты играют в Го на Драконе (DGS).
С молодежью - в эндшпиль! / из игровой практики Адаптация: С молодежью - в Го!
Семь раз проверь один раз возьми /из игровой практики Адаптация: стратагема.
Слава у меня уже есть. Теперь я хочу денег /Стейниц Адаптация: проблема.
Современные шахматы больше волнуются о пешечной структуре. Забудьте о ней; мат все решит /Шорт Адаптация: Все решает ёсэ.
Те, кто говорят, что понимают шахматы, ничего не понимают /Хабнер Адаптация: Те, кто говорят, что понимают Го, ничего не понимают.
Только у игрока с инициативой есть право атаковать /Стейниц Адаптация: стратагема!
Только хороший слон достоин жертвы, плохого слона можно и проиграть /Разуваев Адаптация: Только хороший камень или группа достойны жертвы, плохие камни - отдавай.
У меня все ходы записаны! /О.Бендер Адаптация: факт.
Хорошая жертва эта та, которая не нужна, но оставляет вашего противника в замешательстве /Шпильманн Адаптация: стратагема.
Хорошему игроку всегда везет /Капабланка Адаптация: факт.
Чем быстрее я заведу противника в неизведанные воды, тем лучше /Колман Адаптация: форовый принцип.
Чем старше я становлюсь, тем больше я ценю пешки /Керес Адаптация: Чем старше я становлюсь, тем больше я ценю каждый камень.
Чтобы не потерять фигуру, многие игроки сдают игру /Тартаковер Адаптация: Чтобы не потерять группу, многие игроки сдают игру.
Чтобы улучшить игру, вы должны сперва изучить эндшпиль /Капабланка Адаптация: Чтобы улучшить игру, вы должны сперва изучить ёсэ (считаем, что жизнь и смерть входят в этот раздел...).
Шахматы - как и любовь - требуют партнера /С. Цвейг Адаптация: факт.
Шахматы - просто опасная для психики вещь. Если не иметь внутренних сил к сопротивлению, то дело может кончиться дурдомом. Шахматы - это ловушка. Они сильнее человека /А.Карпов Адаптация: Подставляем вместо "шахмат" слово "Го" и подписываемся под манифестом!
Шахматы - это гимнастика для мозгов /Паскаль Адаптация: одна партия в Го = 8 шахматным по интеллектуальной ёмкости...
Шахматы - это искусство анализа /Ботвинник Адаптация: Го - это искусство предвидения.
Шахматы - это море, в котором колибри может напиться, а слон - искупаться /индийская пословица Адаптация: Го - это океан, в котором колибри может напиться, а слон - искупаться.
Шахматы - это муки разума /Каспаров Адаптация: В каждой партии Го ты сталкиваешься с неизвестным...
Шахматы - это спорт, кровавый спорт /Марсель Дунамп Адаптация: Для многих Го - это только спорт, кровавый спорт.
Шахматы - это тяжелейшее сражение /Ласкер Адаптация: Го - это тяжелейшая война.
Шахматы были родным языком Капабланки /Рето Адаптация: Го было родным языком Мастера Го (Ву).
Шахматы на 99% состоят из тактики /Тайчманн Адаптация: Го на 60% состоит из стратегии.
Штирлиц почувствовал запах гари, и действительно: из-за угла появился Каспаров /шутка Адаптация: Фамилию можно подставить близкую для себя...
Я думаю, что ничья в любой партии теоретична /Фишер Адаптация: Если в Го отбросить надуманные спортом 0,5 очка, то утверждение полностью верно и для Го.
Я едва различаю детали игры /Найдорф Адаптация: Я вижу лишь малую часть возможностей каждой игры.
Я играл Берда и датскую часто, потому что не любил запоминать дебюты /Колман Адаптация: Я играл низкий китай и три звезды, потому что не любил запоминать дебюты.
Я что, шахматный идиот? /Бернштейн Адаптация: не нуждается...
Эта статья по игре Го просматривалась: 125936 раз(а). # | Комментарии (6)
Один из случайных наблюдателей партии Мастеров, вдруг воскликнул, адресуя свой вопрос об необходимости игры Го в пространство:
- Не понимаю... Зачем это надо?
Тут же, Мастер Го, не занятый размышлением над ходом, обернулся и сотрясая указательным пальцем в сторону зрителя, воскликнул:
- Вот! Он может быть третьим!
- Что "третьим", - сжался посетитель, не ожидавший такой реакции и общего внимания...
- Ваш вопрос может стать третьим, после: "Кто виноват?" и "Что делать?", если не начать с него сразу. Хорошо, что вы задаете этот вопрос сейчас, а не после тех двух. Садитесь! Мы попробуем вместе найти ответ на него. - предложил Мастер Го.
Гоути.
Эта статья по игре Го просматривалась: 52475 раз(а). # | Комментарии (0)
Ниже выдержки из знаменитого произведения Тируваллувара: "Курал", который еще называют библией Южной Индии. Я выбрал только несколько афоризмов, которые, на мой взгляд, могут быть восприняты и использованы как стратагемы, т.е. подходят для решения прикладных стратегических задач, как в жизни, так и за полем Го...
- Человек, решивший изменить к лучшему жизнь общества, должен быть готов к страданиям. Следует знать, что для блага других придется перенести много горя и страданий.
- В каждом действии есть потеря, приобретение и цена. Прежде чем сделать что-то, взвесь качество и количество каждого из этих трех.
- Плохо организованные силовые операции приводят только к мобилизации вражеских сил.
- Помни, что пассивность приводит к поражению, если обстоятельства требуют действий.
- Прежде чем отдать приказ, всесторонне обдумай его. Думать о путях и средствах осуществления уже в ходе действия - фатально.
- Решения должны приниматься такие, чтобы их не отвергал просвещенный мир, который никогда не одобряет бесполезные решения.
- Многие, отправившиеся на завоевания, побуждаемые лишь амбициями, потерпели поражение, не соразмерив военные силы.
- Кто невнимателен к силе противника и переоценивает свою мощь, тот быстро движется к бесславному концу.
- Длина ветвей дерева не может быть безграничной. Если они в безудержном энтузиазме вырастут слишком большими, то отломятся и погибнут.
- Цари, стремящиеся к завоеваниям, спокойно ждут подходящего времени для нанесения удара.
- Самообуздание для энергичного, - что для бойцового барана шаги назад, которые он делает перед тем, как броситься в атаку. (Во времена Тиру-Валлювара любимым развлечением тамилов были бараньи бои.)
- Гнев мудрого не станет немедленно подставлять его голову под удар, но будет тлеть, пока не настанет время вспыхнуть действием.
- Подходящий случай выпадает редко. Если стремишься к великой цели - не упускай его.
- В ожидании будь похож на застывшего аиста; но когда пришло время действовать, пусть твои поступки будут быстрыми и точными, как его клевок.
- Не атакуй, если не нашел места, подходящего для окружения противника, и не совершай роковой ошибки недооценки его сил.
- Даже если у тебя большая и отважная армия, не следует пренебрегать защитными сооружениями; они полезны во многих отношениях.
- Пусть твои воинские силы слабее противника, но если ты выберешь для битвы подходящее место и тщательно продумаешь ход сражения, то сможешь победить, словно твоя армия больше вражеской.
- Если твои военные силы хорошо защищены, то, выбрав выгодное место для нападения, ты разрушишь планы врагов.
- Если весь ход военной операции продуман и можно самому выбрать для нее место, нет нужды в дополнительной поддержке: отвага твоих воинов принесет победу.
- Имея большую армию, не следует вступать в сражение в тесном месте: преимущество в силе не сможет проявиться, а боевой дух твоих солдат ослабнет.
- Нелегко победить врага на его территории, даже если его армия и защитные сооружения слабы.
- В глубокой воде крокодил силен, но на суше - бессилен.
- Днем вороны побеждают сову. Царь, желающий справиться с сильными врагами, должен выбрать правильное время.
- Тяжело нагруженная повозка не поедет по морю, а скользящий по воде челн бесполезен на суше.
- Он должен быть искушен в умении поссорить врагов, сохранить политические союзы и возвратить потерянных друзей.
- Слон огромен и вооружен острыми бивнями, но он дрожит перед тигром.
- Будь ослепителен с теми, кто сияет. Но если собрание состоит из простых людей, спрячь свою образованность и будь прост, как неученый.
- В государстве не должно быть чересчур много групп и группировок; нельзя допустить наличие антисоциальных элементов и преступников, беспокоящих царя. (Известный принцип в Го - не более одной слабой группы. Камни должны действовать согласованно и поддерживать друг-друга, а не противоречить и ослаблять, - в этом заключается эффективность их действия).
- Политикам нужно запомнить два принципа действий. Первое - не предпринимать сомнительных начинаний. Второе - если в ходе исполнения задуманного что-то идет не так - не волноваться, а смело встречать трудности.
- Успех в великом начинании придет в том случае, если обнародование плана происходит в момент его осуществления. Преждевременное раскрытие своих карт создает непреодолимые трудности.
- Все бессмысленно, если человек не стремится действовать умело: он не оставит следа в истории.
- Прежде чем начать военную кампанию, следует весьма тщательно рассмотреть пять составляющих, которые могут принести успех или поражение: снаряжение, живая сила, положительные и отрицательные особенности места и времени, а также особенности самой операции.
- Планирование военного похода должно завершаться рассмотрением всех трудностей, с которыми возможно, придется встретиться, и ценой, которую придется заплатить за победу.
- Старайся посеять вражду между твоими противниками даже усерднее, чем установить дружбу со сторонниками. (В Го можно нарушить согласованность камней противника и для этого существует множество приемов сдавливания или атаки форм.)
- Воинское соединение должно быть способным продвигаться в атаке, не смешивая своих рядов.
- Подразделение может быть немногочисленным и состоять из солдат, не обладающих выдающимися данными, но все же побеждать благодаря правильной расстановке личного состава. (... благодаря правильной расстановке камней).
- Если царь остерегается неправильным поведением или скупостью погубить свой авторитет в армии, он застрахован от дезертирства, неподчинения и оскудения войска. Только такая боеспособная армия побеждает.
- Лучше промахнуться, метнув копье в слона, чем попасть в бегущего зайца. (Слабые группы атакуются целиком, даже если их шансы выйти из под атаки выше, чем у отдельных камней их составляющих.)
- Никто не упрекнет в потере пожертвовавшего жизнью. Отдать жизнь - значит стать достойным жизни. (В Го, как и в жизни, очень важна идея "жертвы".)
- В обязанности правителя входит умножение богатств, сохранение ресурсов, охрана государства и правильные расходы. При хорошем правлении эти обязанности хорошо исполняются.
- Тот царь - лев среди царей, кто обладает достаточной армией, чей народ трудолюбив, чья страна полна продуктов питания, у кого мудрые и бдительные министры, кто снискал дружбу других царей, и чьи крепости надежны. Тот, кто обладает этими шестью, является львом среди правителей.
Эта статья по игре Го просматривалась: 111713 раз(а). # | Комментарии (0)
Более 2-х лет назад я написал небольшую заметку, в которой обещал дать несколько идей на тему семи уровней мастерства. Сейчас, похоже, пришло время это сделать... Вот с чего начиналась та заметка (новый материал в конце):
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означают даны в Го?? И сколько всего уровней Мастерства? Каково их происхождение?
На этот счет есть любопытные данные. Начну из далека. В Тибете весьма распространена такая игра как Бакчен. Западному человеку она бы показалась похожей на покер и/или на онлайн казино, либо другие карточные игры. С Го эту игру роднит то, что она ведется с помощью 64 белых и 64 черных камней, но каждый камень маркирован подобно костям от 1 до 6, что в свою очередь перекидыват мост от этой игры к домино.
Вот, что пишет о происхождении этой игры Игорь Берхин.
Бакчен (sbag chen) ”древняя тибетская игра” насчитывает несколько тысяч лет и восходит своими истоками к могущественному нечеловеческому племени масанг, которое в древности заселяло Тибет наряду с людьми. Тибетские предания говорят, что масанг обладали чрезвычайно высокими культурой, наукой и искусством.
Когда-то люди обладали способностью непосредственно общаться с масанг и даже вступать с ними в брак. Некоторые тибетские семьи возводят свой род к детям, родившимся от таких союзов. Именно от масанг люди получили многие древние знания и умения. Масанг изобрели игральные кости, которые первоначально использовались не для игры, а для гадания, и уже на основе костей были созданы камни для игры в бакчен. Тибетцы считают, что хотя масанг и стали невидимы для людей, они продолжают покровительствовать азартным играм и приносят удачу тем, к кому они благосклонны.
Для успешной игры в бакчен необходим особый сплав интеллекта, скорости мышления, интуиции и удачи. Именно поэтому бакчен одинаково популярен как среди аристократии и высшего духовенства, так и среди простых крестьян и кочевников.
Чтобы изучить все правила под руководством квалифицированного игрока требуется несколько дней, и этого времени оказывается достаточно, чтобы влюбиться в эту в полном смысле слова волшебную игру, сотворенную древней мудростью.
Он же называет 5 уровней овладения этой игрой: Существует пять уровней овладения мастерством игры в бакчен: два внешних, два внутренних и один тайный. - Знание правил игры и владение основными ее стратегиями. - Способность учитывать в своей игре поведение соперников. - Интуитивная способность угадывать камни соперников. - Способность управлять удачей в игре. - Тайный уровень.
На самом деле степеней Мастерства больше. Науки (будь то медицина, или астрология - две внешние из 7 основных наук, необходимых человеку для реализации) и искусства в Тибете содержат материал и практики для овладения им, распределенный по 7 ступеням Мастерства. После тайного уровня идет "сверхтайный" и "запредельный". Вот вам 7 данов, но спортивное Го со всеми его достижениями никогда не выходило за пределы 5-го дана...
Что происходит на тайном уровне можно представить (и я напишу об этом), но следующие уровни понимания игры... трудны, скажем так...
Итак, семь уровней мастерства, применительно к игре Го.
1) Знание правил игры и владение основными ее стратегиями.
Здесь все просто. Читаем книги, играем, решаем задачи по го.
2) Способность учитывать в своей игре поведение соперников.
Этот навык легко тренируется даже без сознательных усилий со стороны человека. Умение понять психологию и склонности человека по его внешнему виду присуще почти всем людям, в особенности женщинам, склонным делать это интуитивно и чаще подстраиваться под партнера. Душевный настрой, бойцовский дух, желание и умение рисковать или обострять ситуацию - все это видно в игре и часто учитывается нами при принятии решения о поведении в игре. Даже садясь играть второй раз с одним и тем же человеком, мы уже будем иметь опыт достаточный, чтобы предвидеть некоторые "обороты" игры и тем самым учтем стиль соперника, постаравшись избежать неприятных для себя позиций. У Сунь-цзы в "Искусстве войны" мы находим хорошую иллюстрацию этому принципу: "Если ты знаешь себя и его, будешь всегда побеждать. Если знаешь себя, а его не знаешь - один раз выиграешь, а другой проиграешь, если не знаешь ни себя, ни его, - будешь всегда проигрывать."
3) Интуитивная способность угадывать камни соперников.
В приложении к игре го - это способность разгадывать замыслы противника и следовать за его идеей. Можно вступать во взаимодействие с идеями еще не "высказанными" на поле. Камней еще нет, но мы уже способны предупредить даже их появление. Как сказано у Сунь-цзы (Искусство войны, цитируется идея выраженная своими словами), - наивысший успех в военном деле достигается не путем штурма крепостей, а тогда, когда удается разрушить замыслы противника. Именно это дает игре Го особенную глубину и даже взаимопроникновение между соперниками.
4) Способность управлять удачей в игре.
Этот уровень игры находится уже на стыке ментального и духовного. Удача, где бы она не проявлялась, в игре или в жизни, - индикатор того, как человек исполняет свой долг (дхарму) в самом широком смысле этого слова. Хотя элемент удачи в игре Го влияет на исход встречи намного меньше, чем в картах, костях или нардах, любой, кто серьезно занимается игрой понимает, что никто не в состоянии предсказать развитие позиции на много ходов вперед. По этой причине элемент случая или непредвиденного входит в игру, порою неожиданно разворачивая её в пользу менее умелого игрока. Однако, удачей тоже надо уметь воспользоваться. Удача, также следствие того, что следуя библейскому афоризму можно было бы назвать верой, способной двигать горы. Но верой не в смысле самоуверенности или веры в себя, а веры в назначение. На этом уровне любая игра и в особенности Го превращается в "духовную борьбу". Это именно то, о чем написал Отакэ Хидэо: "В игре Го нет демократического начала. (От себя я бы добавил: "как и в жизни".) Напротив, она представляет собой откровенную духовную борьбу, и поэтому в наш век обладает обворожительностью."
5) Тайный уровень.
Именно здесь игрок может раскрыться как Мастер Го, как человек, который не только превзошел внешние и внутренние аспекты игры или практики, но и как человек, превзошедший себя самого. Эта идея особенно очевидна в игре Го, так как это игра, требующая нахождения баланса и равновесия. Как только человек нарушает равновесие - не важно: слишком жадно сыграв, или слишком скромно, он бывает "наказан" соперником. В этом смысле, любые сильные эмоции - страх, жадность, желание победы, ненависть, высокомерие, нетерпение и тому подобные - заставляют игрока отклониться от золотой середины в игре, что неизбежно ведет к поражению (при игре с равным). Таким образом, победив себя, Мастер, побеждает и в Го. Что, как вы понимаете, сложнее, чем выучить тактику и стратегию одной лишь игры Го.
6) Сверхтайный уровень.
Этот уровень позволяет передавать Мастерство другим, не только посредством слов или игры, но и посредством, скажем так, примера. Человек перестает отождествлять себя с мастерством или с камнями (формами, выражающими сознание игрока), а также с результатами деятельности. Победа и поражение не веселят и не огорчают (нет привязанности к результату). При этом заниматься непосредственно игрой уже не обязательно (вся жизнь - игра), хотя к тому и нет препятствий.
7) Запредельный. Говорят, что это и есть нирвана... =0)
Гоути
Эта статья по игре Го просматривалась: 120682 раз(а). # | Комментарии (0)
Новый ресурс от мастеров клуба культуры Го "Территория": goproblems.ru - Задачи по игре Го с решениями. В настоящий момент на сайте уже больше задач по игре Го, чем на одноименном домене в зоне com и коллекция будет еще пополняться. Все задачи с решениями и часто содержат подробные комментарии на русском языке, поясняющие суть приема или игровой стратегии. Представлены задачи на основные стадии и приемы игры Го (Бадук, Вейци). Игроки самых разных уровней смогут найти там подходящие для себя задачи, а разбирать их можно в нашем клубе по субботам и четвергам (вечер), рядом с метро Полежаевская. Успешного штурма крепостей!
Эта статья по игре Го просматривалась: 73774 раз(а). # | Комментарии (1)
В Го два Пути, обратился Мастер к слушателям. Первый - это конкуренция, потому, что есть два цвета камней. И одни могут соперничать с другими, т.к. они непохожи. Второй путь, - "развиваться вместе", - подобен игре камнями одного цвета. Но Мастер Го соединяет эти пути в один.
Эта статья по игре Го просматривалась: 43748 раз(а). # | Комментарии (0)
Династия монголов захвативших Китай приходила в упадок. Наместники провинций враждовали между собой, стремясь захватить соседей и возглавить борьбу за императорский престол. В Китае свирепствовал голод, а бесконечные междоусобицы истощали и мучили народ. Всего 9 слов стратега, воспринятые талантливым организатором, помогли ему стать первым и лучшим среди борющихся князей и, в последствии, основать династию Мин, восстановив мир и процветание Китая на долгое время. Вот эти 9 слов в 3-х фразах: Построить прочную основу. Сберегать различные ресурсы. Отложить раздачу титулов.
Три перечисленных принципа необыкновенно близки игре Го. Их можно наглядно разобрать на основе игровых позиций.
1) Построить прочную основу.
Ниже позиция, в которой ход белых, и им необходимо выбрать один из пунктов, обозначенных латинскими буквами.
Выберите свой путь. Теперь давайте разберем каждый из пунктов.
А. Белые начинают развивать свой камень на стороне в направлении центра. Кажется, что это быстрый и атакующий ход, но в действительности камни направляются в наименее перспективную сторону, т.к. движение в центр не приносит территории и обычно преследует своей целью просто бегство.
B. Построить прочную основу. Черные на R6-R9 укреплены - это форма никенбираки (распространение через 2 пункта), она позволяет получить базу на стороне минимальными ресурсами (2 камня) с некоторым пространством для жизни и более гибкого последующего развития. Известная пословица гласит: перед тем как атаковать - оглянись на себя. Действительно белым следует получить точно такую же базу на стороне, как уже получили черные ходами в R6-R9. Поэтому, занятие пункта B белыми является правильным ответом. Получить базу для дальнейшего развития или построения крепости, атаки угла или симметричной формы черных - это и есть наилучшее решение в этой позиции. Ход, соединяющий в себе сразу несколько идей, решений и направлений для последующей игры - вот правильный ответ.
C, D, E, F. Все последующие ходы - это попытка малыми силами атаковать превосходящего в численности и тактически лучше расположенного противника. Если черные будут действовать умело, то силы белых после такой атаки будут раздроблены и вынуждены бежать в центр, лишенные базы и атакуемые с разных сторон. Т.о. противник сможет навязывать свою игру, дирижируя бегством белых.
2) Сберегать различные ресурсы.
В следующей задаче следует найти наилучший ход за черных.
Беглая оценка позиции позволяет понять, что силы черных раздроблены на 3 группы и лучшим исходом для них было бы объединение сил в одну систему (группу). Для этого надо захватить разрезающие камни белых. Но есть несколько способов сделать это. Задача взята из книги "Тренируемся как профессионалы" Сунг-Раэ Ким 3д. Но в книге приводится не совсем верный ответ:
Немедленное решение не всегда лучшее. Черные решают проблему и соединяются, но они, кроме того, могут сберечь дополнительные ресурсы для себя и, следовательно, наилучшим будет другой ход.
Вот правильное решение, сберегающее различные ресурсы:
Почему оно лучше? Давайте посмотрим, как будут действовать белые при первом решении:
И в том и в другом случае белые могут соединить свои 3 камня в углу с основными силами на стороне (для этого им нужно, чтобы разрезающие камни имели не менее 2-х свободных дыханий или дамэ). Но, при правильном решении белым придется потратить для этого на 2 камня больше - отдав их черным. В правильном варианте черные получат как минимум один надежный глаз и миаи (альтернативу) на построение второго. В неправильном варианте у черных нет ни одного надежного глаза и вся форма сильно переконцентрирована, сжата, лишена жизненного пространства внутри. Итак, какие ресурсы сберегут черные: - 4 очка территории; - глазное пространство и миаи (альтернативу) на построение второго глаза; - более масштабное влияние на центр. Это красивый пример на анализ форм и вариантов в Го, наглядно показывающий, что камни могут работать с разной эффективностью, сберегая различные ресурсы, даже при решении одной и той же задачи.
3) Отложить раздачу титулов.
Посмотрите на 1-й ход черных в партии:
Это вполне возможный ход для начала. Но ход в тэнген (пункт 10-10 или центральное хоси) не дает территории. Он заключает в себе идею чистого влияния. Сделав этот ход, черные занимают место Императора, которым и считается тэнген, т.е. говоря языком аллегории, черные провозгласили себя Императором Поднебесной. Теперь всю последующую игру им предстоит доказывать свое превосходство, что потребует дополнительных сил и умения. Ход в центр поля позволяет обратить сите (лестницы – прием захвата камня), которые могут возникнуть при розыгрыше 4-х углов в пользу черных. Но это нужно еще уметь - использовать такое, довольно тонкое преимущество в игре. Гораздо проще начинать игру с углов, захватывая область за областью, получая прочные опорные пункты, сберегая различные ресурсы и постепенно поднимаясь к центру поля. Если же сразу провозгласить себя Императором, то, даже имея многое, можно обратить против себя своих же союзников.
Это только 3 стратегических принципа, которые мы посмотрели на поле Го. Но и они позволяют достичь хорошего понимания или ощущения ситуаций в жизни, найти интересные параллели и ассоциации. Что же может дать человеку использование десятков стратегических и тактических приемов, которые можно, при желании, усвоить в этой игре?!?
Малютин Д.В. ака Гоути 4 дан.
Эта статья по игре Го просматривалась: 115864 раз(а). # | Комментарии (0)