Историческая фотография. По моим, очень приблизительным оценкам, это фото сделано в 80-х, то есть порядка 30 лет назад. В качестве промо-акции два человека, один из которых японский (кажется профессиональный) игрок - Такашимайя (Takashimaya), играют в витрине магазина в Го, перед большой толпой зевак (по их отзывам). Интересно, что подобные идеи блуждали в умах Россиян в начале двухтысячных (чему я свидетель), но так и не были реализованы. Также, в Москве пока нет магазина, который бы располагаясь на одной из центральных улиц, имел бы вывеску: "Мы продаем Го: книги, оборудование". Хотя, наш клубный интернет магазин игры Го, хотелось бы считать первым шагом к этому...
Эта статья по игре Го просматривалась: 334203 раз(а). # | Комментарии (1)
Образцы старинных китайских камней Го (Вейцы)
13:49
Фото из коллекции китайского клуба игры Го. На фото, видны подписи с датировками. Как видим, формы камней достаточно разнообразны и не всегда являются плоскими снизу.
Эта статья по игре Го просматривалась: 330340 раз(а). # | Комментарии (0)
Историческое фото - Эммануил Ласкер за игрой Го.
14:08
Эммануил Ласкер, - выдающаяся личность. Кроме не затмеваемых успехов в шахматах (удерживал титул чемпиона мира 27 лет), он оставил ценные математические труды. Но, в мире Го, он известен совсем с другой стороны. Будучи широко эрудированным человеком, Э. Ласкер оставил значимый след в истории развития игры Го. Благодаря его интересу к игре и положительным отзывам, был зажжен зеленый свет для распространения и развития игры Го в Европе и других западных странах. Игры, до того времени экзотической и малопонятной, часто путаемой с внешне похожей, но сравнительно примитивной игрой гомоку. В некотором смысле, он напоминает по своей исторической значимости Хонимбо Сансу, который некоторое время удерживал в Японии звание Мейдзина (министра) не только по игре Го, но и по игре сёги (по сёги - всего несколько лет, в отличии от Го)! В нашем случае, ситуация зеркальна, но столь же весома. Также, как японское Го взошло на новую ступень в глазах общества, благодаря личности Хонимбо Сансы, - европейское Го получило ощутимую поддержку, благодаря авторитету и весу личности Эмануила Ласкера.
Фотография выше появилась в библиотеке Сенсеев, подпись к ней на немецком, приводится ниже в переводе. На фотографии Э. Ласкер слева (легко узнаваем, для тех, кто уже видел его фото), играет против Felix Dueball в его квартире. На фоне играющих, слева стоит его сын - Fritz Dueball, в кресле располагается доктор Rosenwald. Место: Шарлотеннбург (Charlottenburg) Friedrich-Karl-Platz 14 (ныне Klausenerplatz 5) 7 марта 1930 года (дату, написанную от руки, можно разобрать под фотографией).
Сперва кажется, что гобан парит в воздухе, но, если приглядеться, то под ним виден круглый журнальный столик. Гобан, судя по всему, японский. Позиция видна плохо, но очертание форм вполне "игровое".
Что же касается успехов Э. Ласкера в Го, то они, увы, оказались куда более скромными, чем в других сферах его интереса. Часто пересказывается история о визите японского профессионала 6 дана Фукуды в Германию (6 дан примерно эквивалентен гроссмейстеру в шахматах, - но это не топ уровень среди профессионалов Го). Дав сеанс на форе 9 камней против трех любителей Го, включая Э. Ласкера и разрешив игрокам даже совещаться между собой, он уверенно одерживал одну победу за другой, не выказывая при этом особого напряжения... Этот случай вызвал сильное удивление и резонанс в обществе, так как это был болезненный укол для честолюбия западного человека. Неужели, лучший западный ум не может противостоять азиатскому даже на такой большой форе, которую сразу же (и вполне справедливо) сравнили с форой в ферзя в шахматной партии. Вызов западному интеллекту, брошенный в той замечательной встрече, пока так и остался без ответа. До сих пор ни одному европейцу еще не удавалось одержать верх над представителями Азии в турнирах за титулы аналогичные званию чемпиона мира. А ведь с той встречи прошло уже 80 лет!
PS Двоюродный брат Э. Ласкера - Эдвард Ласкер опубликовал первую на Западе книгу "Го и гомоку", которая содержала правила игр и задачи по ним. Это была первая книга по игре Го, вышедшая большим тиражом и обращенная к широкому кругу читателей...
Эта статья по игре Го просматривалась: 355699 раз(а). # | Комментарии (2)
На одной из лекций, Мастер Го долго и подробно разбирал распространенный ход-ошибку. И так и эдак он объяснял почему ход плох. Наконец, это так убедило слушателей, что один из них в недоумении воскликнул: - Почему же вообще, так играют? - По той же причине, по которой существует весь этот мир... Мастер сделал многозначительную паузу, а затем развил успех: - из-за невежества... Ведь, если бы игрок обладал полным знанием и всегда выбирал лучший ход, то все партии Го сводились бы к равному результату (ничьей). Если бы так произошло, то из игры бы исчез элемент случайности (неопределенности), приводящий нас к победе или поражению. Случай - это неопределенность, которую теперь заменит судьба (предопределенность), описывая все многообразие возможностей на пути к единственному результату. Кто же будет играть, если результат, не зависимо от усилий, заранее известен и повторяется вновь и вновь? Такая игра быстро потеряет смысл. Этот мир, как и игра Го в нем, существуют, из-за нашего невежества, благодаря которому мы ошибаемся вновь и вновь, приходя, таким образом, то к победе, то к поражению...
Керамическая плитка с голубой глазурью. Конфуций и Лаоцзы играют в Го, за игрой наблюдает по одной версии Ян Хуэй (лучший ученик Конфуция), по другой - Будда. (Три фигуры с нимбами вверху композиции). К сожалению, более качественного изображения найти не удалось. Китай. Династия Мин, период Чэнхуа (Chenghua Period 1465-87).
Сюжет в котором Конфуций и Лаоцзы играют в Го - не редкость. Иногда этот сюжет развивается в игру между представителями двух учений или даже отходит в сторону игры между буддистом и даосом. Есть легенда, которая, обычно, не поддерживается историками, о том, что Конфуций и Лаоцзы могли встречаться. Именно этот момент встречи изображается в подобных сюжетах. Го или Вейци - это разговор без слов, без языка, - качественно иной способ общения, диалога и передачи информации. Что могли сказать друг-другу два мудреца? Стали бы они спорить, как студенты об основах философии и доказывать что-то друг-другу, размахивая руками? Это было бы смешно. Другое дело обратиться к оппоненту на таком языке, который карает всякое отступление от гармонии, естества или золотой середины. Кто слаб в таком диалоге - от того ускользает Истина, которой чужды всякие крайности. Истина, которая в мире перемен обречена постоянно менять свои формы. Но, быть может, эта предполагаемая партия закончилась равным результатом? Тогда бы оба мудреца показали совершенное понимание друг друга и сути вещей. Пусть бы даже, при этом, для своих последователей их слова звучали по разному, но результат такого "диспута" говорил бы сам за себя...
Эта статья по игре Го просматривалась: 375435 раз(а). # | Комментарии (0)
Хорошо известна легенда Ранка, в которой рассказывается о бессмертных подаривших игру Го людям... Ниже изысканное и редкое произведение искусства эпохи Эдо (Япония), на эту тему. Нецкэ - бессмертный в цветке и плоде персика за гобаном.
Здесь обыграно сразу несколько ассоциаций: - персики бессмертия - это мифический плод растущий среди недоступных горных вершин. Вкусив его - человек становится бессмертным. - слово "бессмертный" состоит из двух частей и может быть переведено как: "горный человек". Традиционно бессмертные изображаются среди горных пиков за занятием достойным их - за игрой Го (Вейци в Китае). - гобан, а значит Го, расположены в сердцевине персика и у сердца бессмертного - намекая на то, что это и есть суть бессмертия. - с одной стороны фигурки мы видим цветок, он раскрыт и в глубине его бессмертный за гобаном, но с другой стороны фигурки мы видим плод - зрелый персик. Мне кажется, это ассоциация с циклом: цветок-плод-семя-цветок, а также указание на бесконечность перемен, которым неподвластна внутренняя суть (бессмертный и Го внутри, в центре).
Для тех, кто усомнится в том, что здесь изображена именно доска для игры Го с разметкой 9х9 линий, а не шахматное поле, я скажу, что мне не известны случаи, когда для игры сёги (японские шахматы) изготавливалась доска у которой толщина (высота) близка к ширине и глубине (хотя исклчить такую возможность не могу). В то же время для игры Го это скорее стандарт, чем исключение. А главное, в игре сёги девять клеток, а не 8, как в европейских шахматах, то есть поле было бы размерностью 10х10 линий.
Отверстия со стороны черенка говорят о том, что предмет подвешивался, а значит, мог носиться как украшение или талисман. Кстати, эту вещь можно приобрести, если она сумеет преодолеть таможню (что под вопросом, так как это антикварное произведение искусства), то стоимость этого небольшого предмета (4 см. в диаметре, слоновая кость) в Москве составит порядка 2500 евро.
Эта статья по игре Го просматривалась: 166575 раз(а). # | Комментарии (0)
Всем известно, что марки - это больше чем средство оплаты. Марки - это маленьким мир и своя субкультура. Именно по этой причине проникновение того или иного явления в мир марки - знаковое событие, которое показывает, что оно достигло некоторой критической массы, для того, чтобы теперь вырваться в массы, расходясь, расползаясь, разъезжая и разносясь по всей поверхности нашего "плоского мира"... =0)
Японская марка - дамы за игрой Го. Такие марки все еще можно купить у коллекционеров и даже заказать доставку в Россию.
Блоки почтовых марок с игрой Го - тайная мечта каждого коллекционера.
Эта статья по игре Го просматривалась: 46960 раз(а). # | Комментарии (0)
Тибетское название Го - "миг-манг", означает "множество глаз". Обычно под "глазами" понимают игровые пункты поля... В самой игре Го группа камней должна иметь два "глаза", чтобы жить... Но, когда объясняешь Го, невольно на ум приходит другая ассоциация. Столько глаз и все устремлены на камень в руках лектора! Да, одним камнем можно выстроить множество глаз и даже соединить их вниманием к единственному предмету.
Удивительно, насколько различен подход каждого человека к решению одних и тех же задач в игре Го. Но, что неизменно - так это интерес, который можно видеть у каждого, от мала до велика, кто оказался за доской Го...
В течении почти всего 2011 года мы ведем семинары по игре Го на интерактивном выставочном проекте "Самураи. Art of war.". И нам посчастливилось найти там дружественную, заинтересованную, живую аудиторию, в которой Го всегда рождает живой отклик. Мы - это мастера клуба культуры Го "Территория" - Малютин Д. (Гоути) и Поваляев М. Наши усилия были бы не столь успешны без всесторонней поддержки от участников клуба. Мы особенно благодарны Константину и Антону за помощь в организации и проведении презентаций. А также отзывчивым и всегда готовым придти на помощь организаторам выставки!
Объясняю "ритуал нигири" - жребий или миниигру внутри игры Го. Жребий необходим для розыгрыша цвета и очередности первого хода. Это несколько камней, которые "строят" две пары глаз.
После объяснения простых правил, все желающие имеют возможность найти себе пару для игры в Го. Приятно, что игра настолько захватывает посетителей, что каждый раз есть засидевшиеся. Наши мастер-классы у Самураев, возле Красной площади (Ветошный пер. 13), продолжатся до самого конца 2011 года. Расписание публикуется на официальном сайте выставки и клуба культуры Го "Территория". Участие в мероприятии включено в стоимость билета на выставку. До скорых встреч!
Эта статья по игре Го просматривалась: 154142 раз(а). # | Комментарии (0)