Более 2-х лет назад я написал небольшую заметку, в которой обещал дать несколько идей на тему семи уровней мастерства. Сейчас, похоже, пришло время это сделать... Вот с чего начиналась та заметка (новый материал в конце):
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означают даны в Го?? И сколько всего уровней Мастерства? Каково их происхождение?
На этот счет есть любопытные данные. Начну из далека. В Тибете весьма распространена такая игра как Бакчен. Западному человеку она бы показалась похожей на покер и/или на онлайн казино, либо другие карточные игры. С Го эту игру роднит то, что она ведется с помощью 64 белых и 64 черных камней, но каждый камень маркирован подобно костям от 1 до 6, что в свою очередь перекидыват мост от этой игры к домино.
Вот, что пишет о происхождении этой игры Игорь Берхин.
Бакчен (sbag chen) ”древняя тибетская игра” насчитывает несколько тысяч лет и восходит своими истоками к могущественному нечеловеческому племени масанг, которое в древности заселяло Тибет наряду с людьми. Тибетские предания говорят, что масанг обладали чрезвычайно высокими культурой, наукой и искусством.
Когда-то люди обладали способностью непосредственно общаться с масанг и даже вступать с ними в брак. Некоторые тибетские семьи возводят свой род к детям, родившимся от таких союзов. Именно от масанг люди получили многие древние знания и умения. Масанг изобрели игральные кости, которые первоначально использовались не для игры, а для гадания, и уже на основе костей были созданы камни для игры в бакчен. Тибетцы считают, что хотя масанг и стали невидимы для людей, они продолжают покровительствовать азартным играм и приносят удачу тем, к кому они благосклонны.
Для успешной игры в бакчен необходим особый сплав интеллекта, скорости мышления, интуиции и удачи. Именно поэтому бакчен одинаково популярен как среди аристократии и высшего духовенства, так и среди простых крестьян и кочевников.
Чтобы изучить все правила под руководством квалифицированного игрока требуется несколько дней, и этого времени оказывается достаточно, чтобы влюбиться в эту в полном смысле слова волшебную игру, сотворенную древней мудростью.
Он же называет 5 уровней овладения этой игрой: Существует пять уровней овладения мастерством игры в бакчен: два внешних, два внутренних и один тайный. - Знание правил игры и владение основными ее стратегиями. - Способность учитывать в своей игре поведение соперников. - Интуитивная способность угадывать камни соперников. - Способность управлять удачей в игре. - Тайный уровень.
На самом деле степеней Мастерства больше. Науки (будь то медицина, или астрология - две внешние из 7 основных наук, необходимых человеку для реализации) и искусства в Тибете содержат материал и практики для овладения им, распределенный по 7 ступеням Мастерства. После тайного уровня идет "сверхтайный" и "запредельный". Вот вам 7 данов, но спортивное Го со всеми его достижениями никогда не выходило за пределы 5-го дана...
Что происходит на тайном уровне можно представить (и я напишу об этом), но следующие уровни понимания игры... трудны, скажем так...
Итак, семь уровней мастерства, применительно к игре Го.
1) Знание правил игры и владение основными ее стратегиями.
Здесь все просто. Читаем книги, играем, решаем задачи по го.
2) Способность учитывать в своей игре поведение соперников.
Этот навык легко тренируется даже без сознательных усилий со стороны человека. Умение понять психологию и склонности человека по его внешнему виду присуще почти всем людям, в особенности женщинам, склонным делать это интуитивно и чаще подстраиваться под партнера. Душевный настрой, бойцовский дух, желание и умение рисковать или обострять ситуацию - все это видно в игре и часто учитывается нами при принятии решения о поведении в игре. Даже садясь играть второй раз с одним и тем же человеком, мы уже будем иметь опыт достаточный, чтобы предвидеть некоторые "обороты" игры и тем самым учтем стиль соперника, постаравшись избежать неприятных для себя позиций. У Сунь-цзы в "Искусстве войны" мы находим хорошую иллюстрацию этому принципу: "Если ты знаешь себя и его, будешь всегда побеждать. Если знаешь себя, а его не знаешь - один раз выиграешь, а другой проиграешь, если не знаешь ни себя, ни его, - будешь всегда проигрывать."
3) Интуитивная способность угадывать камни соперников.
В приложении к игре го - это способность разгадывать замыслы противника и следовать за его идеей. Можно вступать во взаимодействие с идеями еще не "высказанными" на поле. Камней еще нет, но мы уже способны предупредить даже их появление. Как сказано у Сунь-цзы (Искусство войны, цитируется идея выраженная своими словами), - наивысший успех в военном деле достигается не путем штурма крепостей, а тогда, когда удается разрушить замыслы противника. Именно это дает игре Го особенную глубину и даже взаимопроникновение между соперниками.
4) Способность управлять удачей в игре.
Этот уровень игры находится уже на стыке ментального и духовного. Удача, где бы она не проявлялась, в игре или в жизни, - индикатор того, как человек исполняет свой долг (дхарму) в самом широком смысле этого слова. Хотя элемент удачи в игре Го влияет на исход встречи намного меньше, чем в картах, костях или нардах, любой, кто серьезно занимается игрой понимает, что никто не в состоянии предсказать развитие позиции на много ходов вперед. По этой причине элемент случая или непредвиденного входит в игру, порою неожиданно разворачивая её в пользу менее умелого игрока. Однако, удачей тоже надо уметь воспользоваться. Удача, также следствие того, что следуя библейскому афоризму можно было бы назвать верой, способной двигать горы. Но верой не в смысле самоуверенности или веры в себя, а веры в назначение. На этом уровне любая игра и в особенности Го превращается в "духовную борьбу". Это именно то, о чем написал Отакэ Хидэо: "В игре Го нет демократического начала. (От себя я бы добавил: "как и в жизни".) Напротив, она представляет собой откровенную духовную борьбу, и поэтому в наш век обладает обворожительностью."
5) Тайный уровень.
Именно здесь игрок может раскрыться как Мастер Го, как человек, который не только превзошел внешние и внутренние аспекты игры или практики, но и как человек, превзошедший себя самого. Эта идея особенно очевидна в игре Го, так как это игра, требующая нахождения баланса и равновесия. Как только человек нарушает равновесие - не важно: слишком жадно сыграв, или слишком скромно, он бывает "наказан" соперником. В этом смысле, любые сильные эмоции - страх, жадность, желание победы, ненависть, высокомерие, нетерпение и тому подобные - заставляют игрока отклониться от золотой середины в игре, что неизбежно ведет к поражению (при игре с равным). Таким образом, победив себя, Мастер, побеждает и в Го. Что, как вы понимаете, сложнее, чем выучить тактику и стратегию одной лишь игры Го.
6) Сверхтайный уровень.
Этот уровень позволяет передавать Мастерство другим, не только посредством слов или игры, но и посредством, скажем так, примера. Человек перестает отождествлять себя с мастерством или с камнями (формами, выражающими сознание игрока), а также с результатами деятельности. Победа и поражение не веселят и не огорчают (нет привязанности к результату). При этом заниматься непосредственно игрой уже не обязательно (вся жизнь - игра), хотя к тому и нет препятствий.
7) Запредельный. Говорят, что это и есть нирвана... =0)
Гоути
Эта статья по игре Го просматривалась: 121472 раз(а). # | Комментарии (0)
Традиционно печать - это не просто "подпись", - это символ власти. Но какой? Также как иероглиф - лишь символ идеи (но не она сама), печать - символ способности человека придавать идее форму. Говоря современным языком - делать дело, реализовывать различные проекты.
Печать Мастеров клуба культуры Го "Территория" пришла к нам как дар. Так и должно быть. Самые ценные вещи делаются для тебя бесплатно... Они приходят к тебе как знак Неба. По крайней мере так говорят древние тексты...
(Основа для печати из традиционного для таких вещей "мыльного камня". Бык вырезан в нью-йоркском чайна-тауне.)
Дракон держит в своих лапах 4 стихии, на шкатулке с киноварью он призывает 4 стихии в союзники. Они понадобятся для реализации любого дела.
Киноварь красная, как кровь. Почему? Она и есть символ крови, которой подписывались древние. Кровь - это жизнь. Жизнью мы платим за все свои дела. Мы "проливаем свою кровь", даже если на теле нет ран. А если делать дела по-другому, не расплачиваясь за них своей жизнью, то это и не жизнь будет, а что-то иное...
Оттиск печати - иньский стиль (земля - это инь). На красном поле иероглиф "дзи" - Территория, также земля и как стихия, и как почва. Этим же иероглифом обозначается территория в Го (Вейци). Территория - освоенное пространство - это одна из первых идей, данных человеку природой. Возделывать землю, осваивать пространство вокруг, защищать территорию; давать защиту, кров и пищу - это иероглиф земля - основа жизни.
Стиль написания иероглифа - чжуань, самый древний, хотя идея "территории" древнее.
Основа для печати - Бык. Бык - больше, чем просто выносливое животное для пахоты. В китайском языке иероглиф Дао (Путь) состоит из двух частей: голова быка и направление (дорога). Бык - это символ неумолимого движения всех вещей к равновесию и гармонии - к основе бытия. Это часть символа Дао, которому надо лишь задать направление...
Гоути.
Эта статья по игре Го просматривалась: 111700 раз(а). # | Комментарии (0)
В Го два Пути, обратился Мастер к слушателям. Первый - это конкуренция, потому, что есть два цвета камней. И одни могут соперничать с другими, т.к. они непохожи. Второй путь, - "развиваться вместе", - подобен игре камнями одного цвета. Но Мастер Го соединяет эти пути в один.
Эта статья по игре Го просматривалась: 44036 раз(а). # | Комментарии (0)
- Что такое Го? - спросили у Мастера. - Если жизнь человека представить в черно-белом цвете и придать такой картине форму иероглифа или сжатого афоризма, то это и будет сутью Го. Жизнь шире, чем Го, но игра способна дать свое понимание или отражение для неё. - А что такое Мастерство Го? - Умение отразить полноту жизни в течении камней, с одной стороны. И обратное умение отразить течение камней в жизни, - с другой.
Эта статья по игре Го просматривалась: 42614 раз(а). # | Комментарии (0)
- Что лучше в Го, выигрывать или проигрывать? - спросили Мастера Го. - Выигрывать, конечно, приятнее, но не лучше... А лучше, на этапе обучения, даже проигрывать вызывая на партию немного более сильных партнеров. - Почему? - Потому, что за одного битого двух небитых дают.
Эта статья по игре Го просматривалась: 22444 раз(а). # | Комментарии (0)
Династия монголов захвативших Китай приходила в упадок. Наместники провинций враждовали между собой, стремясь захватить соседей и возглавить борьбу за императорский престол. В Китае свирепствовал голод, а бесконечные междоусобицы истощали и мучили народ. Всего 9 слов стратега, воспринятые талантливым организатором, помогли ему стать первым и лучшим среди борющихся князей и, в последствии, основать династию Мин, восстановив мир и процветание Китая на долгое время. Вот эти 9 слов в 3-х фразах: Построить прочную основу. Сберегать различные ресурсы. Отложить раздачу титулов.
Три перечисленных принципа необыкновенно близки игре Го. Их можно наглядно разобрать на основе игровых позиций.
1) Построить прочную основу.
Ниже позиция, в которой ход белых, и им необходимо выбрать один из пунктов, обозначенных латинскими буквами.
Выберите свой путь. Теперь давайте разберем каждый из пунктов.
А. Белые начинают развивать свой камень на стороне в направлении центра. Кажется, что это быстрый и атакующий ход, но в действительности камни направляются в наименее перспективную сторону, т.к. движение в центр не приносит территории и обычно преследует своей целью просто бегство.
B. Построить прочную основу. Черные на R6-R9 укреплены - это форма никенбираки (распространение через 2 пункта), она позволяет получить базу на стороне минимальными ресурсами (2 камня) с некоторым пространством для жизни и более гибкого последующего развития. Известная пословица гласит: перед тем как атаковать - оглянись на себя. Действительно белым следует получить точно такую же базу на стороне, как уже получили черные ходами в R6-R9. Поэтому, занятие пункта B белыми является правильным ответом. Получить базу для дальнейшего развития или построения крепости, атаки угла или симметричной формы черных - это и есть наилучшее решение в этой позиции. Ход, соединяющий в себе сразу несколько идей, решений и направлений для последующей игры - вот правильный ответ.
C, D, E, F. Все последующие ходы - это попытка малыми силами атаковать превосходящего в численности и тактически лучше расположенного противника. Если черные будут действовать умело, то силы белых после такой атаки будут раздроблены и вынуждены бежать в центр, лишенные базы и атакуемые с разных сторон. Т.о. противник сможет навязывать свою игру, дирижируя бегством белых.
2) Сберегать различные ресурсы.
В следующей задаче следует найти наилучший ход за черных.
Беглая оценка позиции позволяет понять, что силы черных раздроблены на 3 группы и лучшим исходом для них было бы объединение сил в одну систему (группу). Для этого надо захватить разрезающие камни белых. Но есть несколько способов сделать это. Задача взята из книги "Тренируемся как профессионалы" Сунг-Раэ Ким 3д. Но в книге приводится не совсем верный ответ:
Немедленное решение не всегда лучшее. Черные решают проблему и соединяются, но они, кроме того, могут сберечь дополнительные ресурсы для себя и, следовательно, наилучшим будет другой ход.
Вот правильное решение, сберегающее различные ресурсы:
Почему оно лучше? Давайте посмотрим, как будут действовать белые при первом решении:
И в том и в другом случае белые могут соединить свои 3 камня в углу с основными силами на стороне (для этого им нужно, чтобы разрезающие камни имели не менее 2-х свободных дыханий или дамэ). Но, при правильном решении белым придется потратить для этого на 2 камня больше - отдав их черным. В правильном варианте черные получат как минимум один надежный глаз и миаи (альтернативу) на построение второго. В неправильном варианте у черных нет ни одного надежного глаза и вся форма сильно переконцентрирована, сжата, лишена жизненного пространства внутри. Итак, какие ресурсы сберегут черные: - 4 очка территории; - глазное пространство и миаи (альтернативу) на построение второго глаза; - более масштабное влияние на центр. Это красивый пример на анализ форм и вариантов в Го, наглядно показывающий, что камни могут работать с разной эффективностью, сберегая различные ресурсы, даже при решении одной и той же задачи.
3) Отложить раздачу титулов.
Посмотрите на 1-й ход черных в партии:
Это вполне возможный ход для начала. Но ход в тэнген (пункт 10-10 или центральное хоси) не дает территории. Он заключает в себе идею чистого влияния. Сделав этот ход, черные занимают место Императора, которым и считается тэнген, т.е. говоря языком аллегории, черные провозгласили себя Императором Поднебесной. Теперь всю последующую игру им предстоит доказывать свое превосходство, что потребует дополнительных сил и умения. Ход в центр поля позволяет обратить сите (лестницы – прием захвата камня), которые могут возникнуть при розыгрыше 4-х углов в пользу черных. Но это нужно еще уметь - использовать такое, довольно тонкое преимущество в игре. Гораздо проще начинать игру с углов, захватывая область за областью, получая прочные опорные пункты, сберегая различные ресурсы и постепенно поднимаясь к центру поля. Если же сразу провозгласить себя Императором, то, даже имея многое, можно обратить против себя своих же союзников.
Это только 3 стратегических принципа, которые мы посмотрели на поле Го. Но и они позволяют достичь хорошего понимания или ощущения ситуаций в жизни, найти интересные параллели и ассоциации. Что же может дать человеку использование десятков стратегических и тактических приемов, которые можно, при желании, усвоить в этой игре?!?
Малютин Д.В. ака Гоути 4 дан.
Эта статья по игре Го просматривалась: 116671 раз(а). # | Комментарии (0)
Го - это Космос в формате 19х19. Звезды и черные дыры. Рассеянный свет межгалактической пыли, туманности черных и звездные скопления белых, хоровод Галактик, на сетке космической карты. И наконец, вспышки на звездах, сверхновые - это ходы Мастера, рисующего новые созвездия!
Го ждет своих лоцманов каждый Четверг на м. Полежаевская и каждое Воскресение на м. Комсомольская. См. схемы проезда: www.territoria-club.ru/shemaprmenu.html
Эта статья по игре Го просматривалась: 63905 раз(а). # | Комментарии (0)