Не так давно я наткнулся на играющую го-программу, которая на данный момент является сильнейшей в виртуальном мире... Это программа MoGo, она же победитель турнира среди программ на всех 3-х досках: 9х9, 13х13, 19х19. Среди её заслуг отмечается даже победа над профессионалом на доске 9х9! Вроде неплохое начало, неправда ли?
Загрузив эту программу по ссылке MoGo on windows (MoGo для платформы виндоус), а затем поддерживающую её программу-клиент Drago (Version 4.12 portable, no install), я настроил и запустил игровой процесс, и сейчас расскажу как...
Программа Drago развивается уже давно и приобрела приятный интерфейс, а самое главное, - она бесплатная =0) и переведена на русский. Функций множество, от решения коллекций задач в формате sgf, до ведения базы данных партий, но на этом мы останавливаться не будем...
При первом запуске у меня на компьютере Drago, версии портабл, ругнулся и требовал отправить отчет "хозяину", но я закрыл программу через диспетчер задач Windows и при следующем запуске проблемы больше не возникло. Такое бывает у программок без инсталляторов...
Чтобы выбрать русский язык интерфейса надо зайти в меню: Options -> Sidebar settings -> Language и найти в выпадающем списке Russian.
Подключение и настройка игровых движков происходит там же: Options -> Sidebar settings -> Game engines
Подробнее об этом есть отдельная страничка на англ. Вкратце: выбираем "добавить" (add) находим MoGo, указываем, что она уже инсталлирована, жмем Ок и указываем путь к файлу mogo.exe, который мы скачали в архиве с играющей программой.
Если все сделано правильно программа "задумается", - это запускается игровой модуль.
Ну и самое волнующее: Play -> New engine game... неужели искусственный интеллект дорос до Го?!?
Хм...
Первое впечатление от игры на равных... - как профи смог проиграть ей?!? А... потом я понял... он наверное хотел съесть целиком всю доску и просчитался в сэмэае (гонке: кто-кого быстрее съест)...
Да, программа уверенно себя ведет на доске 9x9, очень хорошо считает тактические варианты, порою находит корявые, но работающие ходы, но...
Но пока на доске 9х9 она мне не соперник...
Как обычно, на равных робот был обыгран в сухую, т.е. я захватил все его камни, см. ниже:
Мне пока не удалось проиграть этой программе на равных, зато, удалось "убедить" её на 2-х камнях форы (почти в сухую), хоть и пришлось для этого немного попыхтеть... т.е. сыграть 5 партий.
Программа все еще делает необоснованно глупые ходы, ценность которых близка к пасу. Только за счет этого и удается побеждать даже на форе. К таким ходам можно отнести, явно излюбленный, ход в пункт 2х2. Как мы знаем из пословицы: чудеса творятся в пункте 1-2! А не 2х2. Ход в этот пункт, почти никогда не приводит к безоговорочной смерти группы, за некоторыми небольшими исключениями. Я думаю, что если программе просто банально запретить вкидывать одиночный камень в этот пункт - она уже будет играть лучше...
Но к чести MoGo, надо сказать, что раньше я разделывался с её конкурентом - IgoWin на 5 камнях форы в сухую. О чем есть одна из ранних заметок в моем блоге. Сейчас же прогресс на лицо. На двух камнях форы с программой уже трудно бороться, хотя прощупать слабые места и победить все ещё можно.
К слову, я сыграл и на 3-х камнях форы с программой. И тут ей тоже не чем "гордиться", т.к. выиграть на такой большой форе, для маленькой доски, всего 3,5 очка - это "Пиррова победа".
Подсчет очков в конце партии происходит по китайским правилам, а не по японским, как мы привыкли. Таким образом оценивается занятая камнями площадь, а не территория внутри форм и групп. Это позволяет программе безнаказанно "пулять" камнями внутрь своей или чужой территори... так, что не пугайтесь увидев "сие действо".
Изучив программу на поле 9х9 я перешел к полю 19х19. Как поведет себя эта "умненькая" штучка на настоящем просторе?
Да...
Как вы понимаете, группу белых нельзя съесть из-за "двойного ко", поэтому группа черных в углу и большая группа на нижней стороне - захвачены в плен. Группа черных в правом верхнем углу может быть захвачена в плен ходом белых (ходом в пункт 1-2, как и обещала пословица) или выжить, если черные успеют сыграть первыми. Остальные группы черных и белых стабильны. MoGo не нашел вариантов приводящих к победе и капитулировал...
На большом поле робот меня и вовсе разочаровал... "Пурга" какая-то... Полное отсутствие представлений о начале игры... Непонятно почему... хотя бы базы данных партий профи "прикрутили", как шаблоны-образцы первых ходов...
Половину форы из 9 камней я отыграл первыми же ходами. Похоже, что этой программе все еще очень далеко даже до начинающих любителей Го...
Если бы мне сказали, что за черных играет человек и попросили бы оценить его стиль игры, то я бы сказал, что так играет начинающий находясь в состоянии сильной паники... =0).
В качестве резюме:
Стратегическая составляющая игры робота на большом поле - близка к нулю. На малом поле эта составляющая может быть заметно выше за счет умения держать инициативу и попыток контратаковать.
Тактическая составляющая игры робота ниже средней. Большой плюс - умение играть ко, чего я вообще не ожидал от программы, и, конечно же, уверенное просчитывание сэмэаев (кто кого быстрее съедает). Очень подводит искусственный интеллект полное не умение строить формы, в частности правильные или красивые формы. Мне кажется, дав роботу набор "шаблонов" можно улучшить эту составляющую, но пока и в этом ему очень далеко до человека.
Так что "сенсации" от знакомства с Mogo для меня пока не получилось...
В качестве справки. В этой программе был использован принципиально новый для го-программ алгоритм, который даже получил собственное название: UCT и второй: Monte-Carlo. Идея алгоритма в том, чтобы имея простой набор примитивных ходов-шаблонов, вроде удлинения или косуми (хода по диагонали) обсчитывать разные варианты ответа на ход противника, доигрывая каждую партию до конца. Большой проблемой в компьютерном Го было обилие вариантов, приводящих к невозможности их обсчета, даже на самых мощных машинах, а также отсутствие "оценочной функции", которая бы позволяла оценить ход с позиции "хороший" или "плохой" для перспектив игры. В этом алгоритме эта проблема была изящно решена тем, что среди прочих ходов признается лучшим тот, который чаще приводит к победе в ограниченной выборке простых случайных партий, сыгранных на основе "примитивов". Именно это и позволило программе хорошо просчитывать сэмэаи даже на большом поле. Но, к счастью, Го состоит не только из техники, пусть бы она была даже совершенной, и не только из борьбы "кто кого быстрее съест", что, как мне кажется, откладывает создание хорошо играющих программ еще на долгие десятилетия...
Эта статья по игре Го просматривалась: 145694 раз(а). # | Комментарии (10)
Теперь клубные встречи и занятия по Го в чайной комнате ЧА-ШИ (м. Комсомольская, 5-7 мин. пешком) будут проходить не только по воскресениям с 18-00, но и по субботам, также с 18-00. Для желающих просто поиграть в Го между собой, - это можно сделать по субботам и раньше, - с 17-00. Вход в клуб на вечер стоит 250 руб., в эту сумму включен чай. Занятия (лекции, сеансы, разбор партий Го, индивидуальные занятия, ренго) проводят мастера клуба: Попов Александр 6 дан; Поваляев Михаил 3 дан (телефон для справок относительно занятий и встреч: +7-916-179-85-24); Малютин Дмитрий (Гоути) 4 дан; Схема проезда: www.territoria-club.ru/shemaprmenu.html или: схема проезда в клуб Го
Эта статья по игре Го просматривалась: 63438 раз(а). # | Комментарии (0)
Го - это Космос в формате 19х19. Звезды и черные дыры. Рассеянный свет межгалактической пыли, туманности черных и звездные скопления белых, хоровод Галактик, на сетке космической карты. И наконец, вспышки на звездах, сверхновые - это ходы Мастера, рисующего новые созвездия!
Го ждет своих лоцманов каждый Четверг на м. Полежаевская и каждое Воскресение на м. Комсомольская. См. схемы проезда: www.territoria-club.ru/shemaprmenu.html
Эта статья по игре Го просматривалась: 63523 раз(а). # | Комментарии (0)
Программы для решения задач по Го и просмотра партий Го
12:17
Одной из лучших программ для просмотра партий и сборников задач в файлах *.prb или *.sgf - является Many Faces of Go v11 или 12. Но, к сожалению, это платная программа, которая требует CD-диск при инсталляции. Однако, урезанную программу 12-й версии, можно найти в интернете на сайте разработчика. Скачать The Many Faces of Go v12.Прямая ссылка на инсталляционный файл (38 Мб). Она не переводилась на русский язык разработчиком. Чтобы решать задачи в этой программе 12-й версии надо просто переименовать сборники задач с расширением *.prb в *.sgf и открыть файл в соответствующем разделе.
Вторая программа, которая заслуживает внимания и лишь не многим уступает MFG-11 - будет СмартГо версии 2.8.3 и старше. Это условно бесплатная программа, которая предоставляет на первые 15 дней полнофункциональную версию, а затем ограничивает некоторые возможности продукта - если не приобрести платный цифровой ключ. Скачать SmartGo последней версии. Прямая ссылка на инсталляционный файл (12 Мб).
Что приятно, разработчик СмартГо позаботился о локализации своего продукта на русский язык. После установки СмартГо нуждается в небольшой настройке для того, чтобы корректно отображать задачи составленные, например в MFG-11, как вот эти задачи по Го на есэ (ёсэ). Тонкость заключается в том, что текстовые файлы составленные в среде Windows могут иметь разные кодировки кириллических символов. Наиболее распространенная windows-1251, конкурирует с универсальной - UTF-8 или юникодом. Чтобы кодировка windows-1251, правильно отображалась в окне комментариев этой программы нужно зайти в меню "Инструменты", затем "Настройки" и там выбрать закладку "SGF", где в разделе "Международное" указать кодировку по умолчанию Cyrillic (Windows): windows-1251. После чего закрыть программу и запустить заново. Теперь комментарии к диаграммам го-задач должны отображаться в верной кодировке.
На третье место по удобству решения Го-задач в сборнике надо поставить Drago, - приятную программу имеющую русский язык в интерфейсе. Скачать Drago последней версии.Прямая ссылка на инсталляционный файл (4 Мб). Эта программа требует настройки подобно той, которая описана для СмартГо, меню "Параметры" - "Настройка языка", выбрать язык Russian, кодировка игровых файлов: Cyrillic (Windows): windows-1251, и поставить флажек: "Системная кодировка по умолчанию". При решении задач удобнее войти в соответствующий режим меню "Задачи" - "Решение задач..."
Кроме этого существует еще множество программ как для решения задач по Го, так и для просмотра партий Го, но я описал только наиболее интересные. А где же взять сами задачи? Вот одно "рыбное место". Еще один сайт, посвященный этой теме - www.goproblems.com. Этот сайт удобен тем, что там можно как скачать весь архив имеющихся задач, так и решать их через броузер - онлайн.
Удачи Вам на Пути Го! Гоути ака Малютин Д.В.
Эта статья по игре Го просматривалась: 79034 раз(а). # | Комментарии (0)
Однажды ученик обратился к Мастеру Го: - Я хочу перенести навыки полученные в игре Го в реальную жизнь, с чего мне начать? - Начни с поля, предложил Мастер. - То есть? - Тебе нужно найти, скажем 360 и еще одно пересечение. - Пересечение? Это встречи вроде нашей? - Это регулярно повторяющиеся встречи, немного поправил Мастер. Когда у тебя будет поле, - ты сможешь найти его углы и другие важные зоны и точки. Тогда ты поймешь какие пункты следует занять в первую очередь, а какие пока и вовсе надо оставить без внимания. Будь внимателен встречая людей, даже одно это уже способно радикально изменить течение жизни.
Эта статья по игре Го просматривалась: 37870 раз(а). # | Комментарии (4)
Следующая партия со славным Рыцарем Го - Нея-саном сенсе, Мастером жуковского клуба СЭНТЭ! Хоть она и закончилась победой - в партии есть несколько обоюдных ошибок, в том числе с моей стороны... (Партия восстановлена по памяти на следующий после турнира день, поэтому в ней могут содержаться незначительные неточности) Третий тур II командного турнира "Мастер Го". Малютин Д. Черные, 3 дан. - Кожунков А. Белые, 3 дан.
Эта статья по игре Го просматривалась: 39229 раз(а). # | Комментарии (0)