игра го

. Игра Го
. Клуб Го в Москве
.. Обучение игре Го
.. Философия игры Го
7 уровней Мастерства
Line of Go
Анимэ
Атмосфера Го
Бадук
Баннеги
Боевые искусства
Вейци
Видео
Гипотезы
Го на льдине
Го учит предвидеть...
Го-оборудование
Го-стихи
Гоути
Достижения
Дух Го
Задачи по Го
Задачи с решением
Занимательно
Игровой клуб
Игроки Го
Игры народов мира
История игр
Каларипаятту
Кино
Китай
Клуб культуры Го Территория
Книги
Комплект Го
Компьютерное Го
Купить
Легенда
Мастер Го
Мастерство
Мастерство Го
Миф
Мои партии
Москва
Музей Го
Нарды
Настольные игры
Образы Го
Партии старых мастеров
Пословицы
Предвидение
Презентация игры Го
Программы
Проекты
Путешествия
Путь Го
Разбор партии
Развитие Го
Сад камней
Скачать
События
Статьи
Стратегия
Тексты
Турниры
Уникальные вещи
Философия игр
Фильм
Фото
Фотография
Хикару но Го
Цитаты
Шахматы
Экстремальное Го
Эпизоды Го
Япония

все об игре Го


 

Поиск


 

 
Купить комплект Го.
Купить комплект Го в клубе.

 
Книги и диски по Го.
Книги и диски по Го.

 

 

 

 
Клуб культуры Го Территория
 
7000 задач по игре Го с решениями.

 

 

 

Искать текст "13x13" в заметках...

RSS: эта страница

18 июля 2011
более 6-и лет назад

(избранное) Новый вид динозавра 14:19

Вы думаете динозавры давно вымерли? Не-е-е-т, они все еще ходят среди нас и порою их причудливые головы "всплывают" на поверхности Лох-несских озер и виртуальных аукционов... =0)

Одним из таких видов, случайно и не на долго "всплывших", разжился мой старинный друг - Григорий. Это не что иное как неизвестный ранее вид советского промышленного комплекта Го датированного 78-79 годом ХХ столетия... Кто бы мог подумать... что в нашем мире еще существуют неизвестные и неизведанные "зверюшки", да еще и в "хорошем состоянии"!

Ниже "панцирь ископаемого" с причудливым переплетением росписей из русских народных промыслов c шахматными конями, трущимися спинами под чьей-то короной и цитатой от шахматного гения Э. Ласкера...


Советский промышленный набор Го.

 

Другие, более подробные фото, а также некоторые любовные излияния и не только (!) вы без труда найдете в дневнике счастливчика.


Советский промышленный набор Го. Артикул.

 

На оборотной стороне комплекта сохранилась этикетка. В цифрах ТО и ОСТ присутствуют в конце: знаки -78 и -75. Часто в конце таких шифров советской эпохи содержится год разработки. Штамп ОТК с хвостиком -79, не оставляет сомнений, в датировке "ископаемого". Возможно, перед нами самый старый представитель вида "Промышленный комплект Го" в СССР, а затем и в России!


Доска 13-13 и правила.

 

Внутри расположен краткий буклет с правилами, тираж которого: 10-000, позволяет нам определить численность "вида", обитавшего ранее на просторах Московской области...

Что-же, душевная вещь, хоть и с пластиковыми камнями... да, и явно сделана с порывом, с широкой русской душой... но, как сказали бы сейчас "маркетинг", оставляет желать лучшего... Хотя, быть может, для того времени это было попадание в 10-ку? И даже шахматные кони должны были привлечь внимание любителей этой игры, которая переживала в те времена бум?

Взгляд же нашего современника, обремененного рыночными отношениями, и уставшего от рекламы и обилия информации, сразу выделит: не сочетающийся дизайн, скудость и аскетичность необходимой для первого знакомства со сложной игрой информации, "шахматно-конные" ляпы, алеющие, как флаг Японии круги хоси и поле 13-13, которое "и не рыба и не мясо", а также многое другое...

Но, попытка была убедительная! =0).

Эта статья по игре Го просматривалась: 53541 раз(а).
# | Комментарии (1)

Кейворды: 13x13, Го, Доска Го, Занимательно, Игра и Жизнь, Игры народов мира, Изображение, Кадры, Комплект Го, Москва, Музей Го, Настольные игры, Поле Го, Развитие Го, Россия, Статьи, Уникальные вещи

17 июля 2011
более 6-и лет назад

(избранное) Робот в панике... 11:08

Не так давно я наткнулся на играющую го-программу, которая на данный момент является сильнейшей в виртуальном мире... Это программа MoGo, она же победитель турнира среди программ на всех 3-х досках: 9х9, 13х13, 19х19. Среди её заслуг отмечается даже победа над профессионалом на доске 9х9! Вроде неплохое начало, неправда ли?

Загрузив эту программу по ссылке MoGo on windows (MoGo для платформы виндоус), а затем поддерживающую её программу-клиент Drago (Version 4.12 portable, no install), я настроил и запустил игровой процесс, и сейчас расскажу как...

Программа Drago развивается уже давно и приобрела приятный интерфейс, а самое главное, - она бесплатная =0) и переведена на русский. Функций множество, от решения коллекций задач в формате sgf, до ведения базы данных партий, но на этом мы останавливаться не будем...

При первом запуске у меня на компьютере Drago, версии портабл, ругнулся и требовал отправить отчет "хозяину", но я закрыл программу через диспетчер задач Windows и при следующем запуске проблемы больше не возникло. Такое бывает у программок без инсталляторов...

Чтобы выбрать русский язык интерфейса надо зайти в меню: Options -> Sidebar settings -> Language и найти в выпадающем списке Russian.

Подключение и настройка игровых движков происходит там же: Options -> Sidebar settings -> Game engines

Подробнее об этом есть отдельная страничка на англ. Вкратце: выбираем "добавить" (add) находим MoGo, указываем, что она уже инсталлирована, жмем Ок и указываем путь к файлу mogo.exe, который мы скачали в архиве с играющей программой.

Если все сделано правильно программа "задумается", - это запускается игровой модуль.

Ну и самое волнующее: Play -> New engine game... неужели искусственный интеллект дорос до Го?!?

Хм...

Первое впечатление от игры на равных... - как профи смог проиграть ей?!? А... потом я понял... он наверное хотел съесть целиком всю доску и просчитался в сэмэае (гонке: кто-кого быстрее съест)...

Да, программа уверенно себя ведет на доске 9x9, очень хорошо считает тактические варианты, порою находит корявые, но работающие ходы, но... Но пока на доске 9х9 она мне не соперник... Как обычно, на равных робот был обыгран в сухую, т.е. я захватил все его камни, см. ниже:


Мне пока не удалось проиграть этой программе на равных, зато, удалось "убедить" её на 2-х камнях форы (почти в сухую), хоть и пришлось для этого немного попыхтеть... т.е. сыграть 5 партий.


Программа все еще делает необоснованно глупые ходы, ценность которых близка к пасу. Только за счет этого и удается побеждать даже на форе. К таким ходам можно отнести, явно излюбленный, ход в пункт 2х2. Как мы знаем из пословицы: чудеса творятся в пункте 1-2! А не 2х2. Ход в этот пункт, почти никогда не приводит к безоговорочной смерти группы, за некоторыми небольшими исключениями. Я думаю, что если программе просто банально запретить вкидывать одиночный камень в этот пункт - она уже будет играть лучше...

Но к чести MoGo, надо сказать, что раньше я разделывался с её конкурентом - IgoWin на 5 камнях форы в сухую. О чем есть одна из ранних заметок в моем блоге. Сейчас же прогресс на лицо. На двух камнях форы с программой уже трудно бороться, хотя прощупать слабые места и победить все ещё можно.

К слову, я сыграл и на 3-х камнях форы с программой. И тут ей тоже не чем "гордиться", т.к. выиграть на такой большой форе, для маленькой доски, всего 3,5 очка - это "Пиррова победа".

Подсчет очков в конце партии происходит по китайским правилам, а не по японским, как мы привыкли. Таким образом оценивается занятая камнями площадь, а не территория внутри форм и групп. Это позволяет программе безнаказанно "пулять" камнями внутрь своей или чужой территори... так, что не пугайтесь увидев "сие действо".

Изучив программу на поле 9х9 я перешел к полю 19х19. Как поведет себя эта "умненькая" штучка на настоящем просторе?

Да...


Как вы понимаете, группу белых нельзя съесть из-за "двойного ко", поэтому группа черных в углу и большая группа на нижней стороне - захвачены в плен. Группа черных в правом верхнем углу может быть захвачена в плен ходом белых (ходом в пункт 1-2, как и обещала пословица) или выжить, если черные успеют сыграть первыми. Остальные группы черных и белых стабильны. MoGo не нашел вариантов приводящих к победе и капитулировал...

На большом поле робот меня и вовсе разочаровал... "Пурга" какая-то... Полное отсутствие представлений о начале игры... Непонятно почему... хотя бы базы данных партий профи "прикрутили", как шаблоны-образцы первых ходов... Половину форы из 9 камней я отыграл первыми же ходами. Похоже, что этой программе все еще очень далеко даже до начинающих любителей Го... Если бы мне сказали, что за черных играет человек и попросили бы оценить его стиль игры, то я бы сказал, что так играет начинающий находясь в состоянии сильной паники... =0).

В качестве резюме:

Стратегическая составляющая игры робота на большом поле - близка к нулю. На малом поле эта составляющая может быть заметно выше за счет умения держать инициативу и попыток контратаковать.

Тактическая составляющая игры робота ниже средней. Большой плюс - умение играть ко, чего я вообще не ожидал от программы, и, конечно же, уверенное просчитывание сэмэаев (кто кого быстрее съедает). Очень подводит искусственный интеллект полное не умение строить формы, в частности правильные или красивые формы. Мне кажется, дав роботу набор "шаблонов" можно улучшить эту составляющую, но пока и в этом ему очень далеко до человека.

Так что "сенсации" от знакомства с Mogo для меня пока не получилось...

В качестве справки. В этой программе был использован принципиально новый для го-программ алгоритм, который даже получил собственное название: UCT и второй: Monte-Carlo. Идея алгоритма в том, чтобы имея простой набор примитивных ходов-шаблонов, вроде удлинения или косуми (хода по диагонали) обсчитывать разные варианты ответа на ход противника, доигрывая каждую партию до конца. Большой проблемой в компьютерном Го было обилие вариантов, приводящих к невозможности их обсчета, даже на самых мощных машинах, а также отсутствие "оценочной функции", которая бы позволяла оценить ход с позиции "хороший" или "плохой" для перспектив игры. В этом алгоритме эта проблема была изящно решена тем, что среди прочих ходов признается лучшим тот, который чаще приводит к победе в ограниченной выборке простых случайных партий, сыгранных на основе "примитивов". Именно это и позволило программе хорошо просчитывать сэмэаи даже на большом поле. Но, к счастью, Го состоит не только из техники, пусть бы она была даже совершенной, и не только из борьбы "кто кого быстрее съест", что, как мне кажется, откладывает создание хорошо играющих программ еще на долгие десятилетия...

Эта статья по игре Го просматривалась: 105717 раз(а).
# | Комментарии (10)

Кейворды: . Игра Го, 13x13, 19x19, 9x9, Бадук, Вейци, Вэйци, Го, Гоути, Для начинающих, Доска Го, Достижения, Запись партии, Играющие программы, Игровые позиции, Игроки Го, Идеи, Изображение, Компьютерное Го, Мои партии, Настольные игры, Победа, Поле Го, Пословицы, Примеры из игры, Программы, Проекты, Разбор партии, Руководство, Ссылки, Статьи, Стратегия, Тактика, Тексты, Теории

16 мая 2005
более 12-и лет назад

(избранное) Задачи на ёсэ 17:45

Изучая ёсэ набрал несколько десятков задач из "справочника ёсэ" Р. Бозулича Это целиком три раздела из книги.
Задачи на стоимость ёсэ-хода: iosestoim.prb
Задачи на ёсэ-тесудзи: iose.prb
Задачи с финальной позицией на малых досках - нужно правильно доиграть ёсэ: iosestrong.prb
Скачать задачи по игре Го с решениями! - 25 Kb, просматривать можно в MFG либо UliGo (кажется надо сменить расширение на *.sgf)

Эта статья по игре Го просматривалась: 47788 раз(а).
# | Комментарии (0)

Кейворды: 19x19, 13x13, .. Обучение игре Го, . Игра Го, 9x9, Бадук, Вей ки, Вей-ци, Вей-чи, Вейци, Вейчи, Го учит, Есэ, Задачи по Го, Задачи с решением, Компьютерное Го, Принципы, Программы, Скачать, Стратегия

8 мая 2005
более 12-и лет назад

(избранное) Партия 13х13 одним цветом 15:25

Сегодня прошел замечательный го-праздник на Яузе. Было множество запоминающихся событий: сеанс на досках 13х13 Александра Динерштейна, шашлык, ренго, игры 9х9, ну а мне больше всего запомнилась, конечно же, партия сыгранная с Александром Динерштейном на доске 13х13 одним цветом.
Итак, я как-бы черными =о) Александр белыми.
Как это выглядело можно представить посмотрев на диаграмму слева (единственное, что программа не может снять камень на m7, а так картина точная) =о)))
А справа сама партия (восстановил по памяти - такое сложно забыть) в щадящем режиме =о)
С коми Александр выиграл 4,5 очка, без коми я выиграл 1,5 =о))


Подводя итоги - играть одним цветом было напряженно, на сложные варианты идти не хотелось, но удовольствие от игры присутствовало в удвоенной форме. Хорошо, что в партии не было ко, а то можно было бы и потерять контроль над позицией =)

Эта статья по игре Го просматривалась: 26558 раз(а).
# | Комментарии (1)

Кейворды: Вей-ци, Вей ки, Бадук, 13x13, . Игра Го, Вей-чи, Вейци, Вейчи, Го одним цветом, Го учит, Занимательно, Запись партии, Изображение, Искусство, Культура Го, Мастерство Го, Мои партии, События, Экстремальное Го


 

 
Copyright (c) 2005—2017 Малютин Дмитрий
Powered by e2