игра го

. Игра Го
. Клуб Го в Москве
.. Обучение игре Го
.. Философия игры Го
7 уровней Мастерства
Line of Go
Анимэ
Атмосфера Го
Бадук
Баннеги
Боевые искусства
Вейци
Видео
Гипотезы
Го на льдине
Го учит предвидеть...
Го-оборудование
Го-стихи
Гоути
Достижения
Дух Го
Задачи по Го
Задачи с решением
Занимательно
Игровой клуб
Игроки Го
Игры народов мира
История игр
Каларипаятту
Кино
Китай
Клуб культуры Го Территория
Книги
Комплект Го
Компьютерное Го
Купить
Легенда
Мастер Го
Мастерство
Мастерство Го
Миф
Мои партии
Москва
Музей Го
Нарды
Настольные игры
Образы Го
Партии старых мастеров
Пословицы
Предвидение
Презентация игры Го
Программы
Проекты
Путешествия
Путь Го
Разбор партии
Развитие Го
Сад камней
Скачать
События
Статьи
Стратегия
Тексты
Турниры
Уникальные вещи
Философия игр
Фильм
Фото
Фотография
Хикару но Го
Цитаты
Шахматы
Экстремальное Го
Эпизоды Го
Япония

все об игре Го


 

Поиск


 

 
Купить комплект Го.
Купить комплект Го в клубе.

 
Книги и диски по Го.
Книги и диски по Го.

 

 

 

 
Клуб культуры Го Территория
 
7000 задач по игре Го с решениями.

 

 

 

Июль 2011

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

17 июля 2011
более 6-и лет назад

(избранное) Робот в панике... 11:08

Не так давно я наткнулся на играющую го-программу, которая на данный момент является сильнейшей в виртуальном мире... Это программа MoGo, она же победитель турнира среди программ на всех 3-х досках: 9х9, 13х13, 19х19. Среди её заслуг отмечается даже победа над профессионалом на доске 9х9! Вроде неплохое начало, неправда ли?

Загрузив эту программу по ссылке MoGo on windows (MoGo для платформы виндоус), а затем поддерживающую её программу-клиент Drago (Version 4.12 portable, no install), я настроил и запустил игровой процесс, и сейчас расскажу как...

Программа Drago развивается уже давно и приобрела приятный интерфейс, а самое главное, - она бесплатная =0) и переведена на русский. Функций множество, от решения коллекций задач в формате sgf, до ведения базы данных партий, но на этом мы останавливаться не будем...

При первом запуске у меня на компьютере Drago, версии портабл, ругнулся и требовал отправить отчет "хозяину", но я закрыл программу через диспетчер задач Windows и при следующем запуске проблемы больше не возникло. Такое бывает у программок без инсталляторов...

Чтобы выбрать русский язык интерфейса надо зайти в меню: Options -> Sidebar settings -> Language и найти в выпадающем списке Russian.

Подключение и настройка игровых движков происходит там же: Options -> Sidebar settings -> Game engines

Подробнее об этом есть отдельная страничка на англ. Вкратце: выбираем "добавить" (add) находим MoGo, указываем, что она уже инсталлирована, жмем Ок и указываем путь к файлу mogo.exe, который мы скачали в архиве с играющей программой.

Если все сделано правильно программа "задумается", - это запускается игровой модуль.

Ну и самое волнующее: Play -> New engine game... неужели искусственный интеллект дорос до Го?!?

Хм...

Первое впечатление от игры на равных... - как профи смог проиграть ей?!? А... потом я понял... он наверное хотел съесть целиком всю доску и просчитался в сэмэае (гонке: кто-кого быстрее съест)...

Да, программа уверенно себя ведет на доске 9x9, очень хорошо считает тактические варианты, порою находит корявые, но работающие ходы, но... Но пока на доске 9х9 она мне не соперник... Как обычно, на равных робот был обыгран в сухую, т.е. я захватил все его камни, см. ниже:


Мне пока не удалось проиграть этой программе на равных, зато, удалось "убедить" её на 2-х камнях форы (почти в сухую), хоть и пришлось для этого немного попыхтеть... т.е. сыграть 5 партий.


Программа все еще делает необоснованно глупые ходы, ценность которых близка к пасу. Только за счет этого и удается побеждать даже на форе. К таким ходам можно отнести, явно излюбленный, ход в пункт 2х2. Как мы знаем из пословицы: чудеса творятся в пункте 1-2! А не 2х2. Ход в этот пункт, почти никогда не приводит к безоговорочной смерти группы, за некоторыми небольшими исключениями. Я думаю, что если программе просто банально запретить вкидывать одиночный камень в этот пункт - она уже будет играть лучше...

Но к чести MoGo, надо сказать, что раньше я разделывался с её конкурентом - IgoWin на 5 камнях форы в сухую. О чем есть одна из ранних заметок в моем блоге. Сейчас же прогресс на лицо. На двух камнях форы с программой уже трудно бороться, хотя прощупать слабые места и победить все ещё можно.

К слову, я сыграл и на 3-х камнях форы с программой. И тут ей тоже не чем "гордиться", т.к. выиграть на такой большой форе, для маленькой доски, всего 3,5 очка - это "Пиррова победа".

Подсчет очков в конце партии происходит по китайским правилам, а не по японским, как мы привыкли. Таким образом оценивается занятая камнями площадь, а не территория внутри форм и групп. Это позволяет программе безнаказанно "пулять" камнями внутрь своей или чужой территори... так, что не пугайтесь увидев "сие действо".

Изучив программу на поле 9х9 я перешел к полю 19х19. Как поведет себя эта "умненькая" штучка на настоящем просторе?

Да...


Как вы понимаете, группу белых нельзя съесть из-за "двойного ко", поэтому группа черных в углу и большая группа на нижней стороне - захвачены в плен. Группа черных в правом верхнем углу может быть захвачена в плен ходом белых (ходом в пункт 1-2, как и обещала пословица) или выжить, если черные успеют сыграть первыми. Остальные группы черных и белых стабильны. MoGo не нашел вариантов приводящих к победе и капитулировал...

На большом поле робот меня и вовсе разочаровал... "Пурга" какая-то... Полное отсутствие представлений о начале игры... Непонятно почему... хотя бы базы данных партий профи "прикрутили", как шаблоны-образцы первых ходов... Половину форы из 9 камней я отыграл первыми же ходами. Похоже, что этой программе все еще очень далеко даже до начинающих любителей Го... Если бы мне сказали, что за черных играет человек и попросили бы оценить его стиль игры, то я бы сказал, что так играет начинающий находясь в состоянии сильной паники... =0).

В качестве резюме:

Стратегическая составляющая игры робота на большом поле - близка к нулю. На малом поле эта составляющая может быть заметно выше за счет умения держать инициативу и попыток контратаковать.

Тактическая составляющая игры робота ниже средней. Большой плюс - умение играть ко, чего я вообще не ожидал от программы, и, конечно же, уверенное просчитывание сэмэаев (кто кого быстрее съедает). Очень подводит искусственный интеллект полное не умение строить формы, в частности правильные или красивые формы. Мне кажется, дав роботу набор "шаблонов" можно улучшить эту составляющую, но пока и в этом ему очень далеко до человека.

Так что "сенсации" от знакомства с Mogo для меня пока не получилось...

В качестве справки. В этой программе был использован принципиально новый для го-программ алгоритм, который даже получил собственное название: UCT и второй: Monte-Carlo. Идея алгоритма в том, чтобы имея простой набор примитивных ходов-шаблонов, вроде удлинения или косуми (хода по диагонали) обсчитывать разные варианты ответа на ход противника, доигрывая каждую партию до конца. Большой проблемой в компьютерном Го было обилие вариантов, приводящих к невозможности их обсчета, даже на самых мощных машинах, а также отсутствие "оценочной функции", которая бы позволяла оценить ход с позиции "хороший" или "плохой" для перспектив игры. В этом алгоритме эта проблема была изящно решена тем, что среди прочих ходов признается лучшим тот, который чаще приводит к победе в ограниченной выборке простых случайных партий, сыгранных на основе "примитивов". Именно это и позволило программе хорошо просчитывать сэмэаи даже на большом поле. Но, к счастью, Го состоит не только из техники, пусть бы она была даже совершенной, и не только из борьбы "кто кого быстрее съест", что, как мне кажется, откладывает создание хорошо играющих программ еще на долгие десятилетия...

Эта статья по игре Го просматривалась: 106089 раз(а).
#

Кейворды: . Игра Го, 13x13, 19x19, 9x9, Бадук, Вейци, Вэйци, Го, Гоути, Для начинающих, Доска Го, Достижения, Запись партии, Играющие программы, Игровые позиции, Игроки Го, Идеи, Изображение, Компьютерное Го, Мои партии, Настольные игры, Победа, Поле Го, Пословицы, Примеры из игры, Программы, Проекты, Разбор партии, Руководство, Ссылки, Статьи, Стратегия, Тактика, Тексты, Теории

Комментарии (10)

1 Алексей 17 июля 2011, 11:41

MoGo обладает большим количеством настроек, их описание можно найти, перейдя по первой ссылке в статье. Поэтому уровень игры программы с базовыми настройками на порядок отличается ее максимальных возможностей. Не говоря о том, что можно и на кластере ее запустить... Этому вопросу посвящена тема на форуме руго: http://rugo.ru/read.php?2,68490,page=5

#

2 Gouti 17 июля 2011, 12:43

Параметры - это хорошо, я обязательно попробую сейчас, например, с такими: --19 --time 3000 --pondering 1 --nbThreads 10 --collectorLimitTreeSize 1000000, вроде это сильнейший уровень?
Но, так или иначе "усиление" алгоритма не меняет его _принципиальных недостатков_, о которых я написал в статье и которые проявят себя как бы его не усиливали... Собственно, стратегия - близка к нулю. А в Го, есть пока никем не опровергнутая теорема, что гениальный стратег побеждает в этой игре гениального тактика... посмотрим конечно...

#

3 Gouti 17 июля 2011, 12:50

PS с указанием новых параметров я начал играть, как в первой партии 9х9, которую привел в статье, на 8-м ходе программа вылетела с ругательством "ненормальное прерывание игрового движка"... Я повторил еще пару раз - результат стабильно повторяется... похоже, я так и не увижу её игры в полную силу... Хотя позже попробую на другом ноутбуке...

#

4 Владимир Медведев 17 июля 2011, 16:34

Уровень Мого очень сильно зависит от мощности компьютера и времени на размышление. Попробуй дать ей минут по 5-10 на ход на доске 9х9. Результат тебя удивит.
Ну, или запусти на кластере из 1024 узлов :))
Партия с про - имеется в виду эта: http://teytaud.over-blog.…ro-as-black-38407487.html ?

#

5 Gouti 18 июля 2011, 13:00

Владимир, привет!
Да, похоже, что партия та самая, хотя я в статье написал про победу над профи со слов разработчика, который перечисляет успехи своего детища во введении к сайту с программой... Спасибо, за ссылку!
Я пробую запускать программу с теми параметрами, которые были даны на форуме (я их привел выше), на новом ноутбуке, но он очень долго думает, делает несколько ходов, а затем вылетает...
Я их подсократил до вида: --time 3000 --pondering 1 --collectorLimitTreeSize 1000000
но это не очень помогает...
Как оптимизировать эти параметры для Win7 с процессором intel core i7 и 6 Гб памяти?

#

6 Владимир Медведев 20 июля 2011, 21:28

МоГо не оптимизирует количество очков, поэтому выигрыш "только" в 3.5 очка - это не баг, это фича. Она вообще обожает в конце партии сделать несколько ходов в свою территорию и выиграть пол-очка. Защищается там, где не надо, и т.д. Это свойство Монте-Карловских алгоритмов.
Как её правильно настраивать - не знаю. Давно с МоГо не играл. Мне стиль ГнуГо 3.6 больше нравится. Играю с ней на телефоне на доске 13х13, даю два-три камня. Партии получаются иногда интересные.
Попробуй ещё на FueGo посмотреть. Вроде, не хуже МоГо должна быть.

#

7 Gouti 22 июля 2011, 09:07

Владимир, спасибо! Программы обязательно попробую, если будут интересные игры - напишу...
А ходы в свою территорию, по китайским правилам, не должны отнимать очков, т.к. оценивается занятая живыми камнями площадь, а не территория...

#

8 Smorchok 10 августа 2011, 20:12

Mogo не является самой сильной программой достаточно давно. На KGS программы на движке Mogo играют в среднем на 3 кю. На доске 9*9, при достаточно мощном железе декларируется 2 дан. Можно проверить это, сыграв с ботом Maseс, который почти всегда присутствует в русской комнате.
Сильнейшими программами на сегодня, насколько я знаю, являются Crazystone и Zen.
На КГС ник CrazyStone держит уровень 4д, играя с контролем 9 периодов по 15секунд.
Zen19D, играя на том же контроле держит 5д ! (Везде имеется в виду 19-ая доска)
На медленном контроле (20 мин +5*30) Zen играет на 4д, подтверждением этому служит ник Zen19S.

Этот прорыв совершился достаточно недавно. Вот интервью с создателем Crazystone: http://rusgo.org/crazystone/
Вкратце, используется метод монте-карло, совместно с обучением движка формам по базам партий профессионалов.

#

9 Smorchok 10 августа 2011, 20:14

P.s. На форе Mogo играет особенно плохо, т.к. оно считает, что даже совершая в начале дурацкие ходы все равно имеет вероятность большую вероятность победы. Поэтому очень быстро сливает преимущество вначале.

#

10 Gouti 15 августа 2011, 09:09

Smorchok, спасибо, за полезную и интересную информацию! Я примерно, так и думал, что прогресс пойдет по пути обучения этой программы формам... Как-нибудь обязательно сыграю с этими ботами на КГС, а потом напишу свои впечатления... =0)

#

Комментировать

Имя:

E-mail:



Вы сможете отписаться, когда вам надоест


Защита от спам-роботов. Скопируйте текст комментария перед отправкой.

 Защита от спам-роботов
  Как захватить этот камень?*:   (Например, G8)

 * Игра го под защитой от флуда!.
 Идея: Александр Динерштейн, исполнение: Леонид Динерштейн.

Текст: справка по синтаксису форматирования текста (откроется в новом окне)



 

 
Copyright (c) 2005—2017 Малютин Дмитрий
Powered by e2