игра го

. Игра Го
. Клуб Го в Москве
.. Обучение игре Го
.. Философия игры Го
7 уровней Мастерства
Line of Go
Анимэ
Атмосфера Го
Бадук
Баннеги
Боевые искусства
Вейци
Видео
Гипотезы
Го на льдине
Го учит предвидеть...
Го-оборудование
Го-стихи
Гоути
Достижения
Дух Го
Задачи по Го
Задачи с решением
Занимательно
Игровой клуб
Игроки Го
Игры народов мира
История игр
Каларипаятту
Кино
Китай
Клуб культуры Го Территория
Книги
Комплект Го
Компьютерное Го
Купить
Легенда
Мастер Го
Мастерство
Мастерство Го
Миф
Мои партии
Москва
Музей Го
Нарды
Настольные игры
Образы Го
Партии старых мастеров
Пословицы
Предвидение
Презентация игры Го
Программы
Проекты
Путешествия
Путь Го
Разбор партии
Развитие Го
Сад камней
Скачать
События
Статьи
Стратегия
Тексты
Турниры
Уникальные вещи
Философия игр
Фильм
Фото
Фотография
Хикару но Го
Цитаты
Шахматы
Экстремальное Го
Эпизоды Го
Япония

все об игре Го


 

Поиск


 

 
Купить комплект Го.
Купить комплект Го в клубе.

 
Книги и диски по Го.
Книги и диски по Го.

 

 

 

 
Клуб культуры Го Территория
 
7000 задач по игре Го с решениями.

 

 

 

Июнь 2007

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

12 июня 2007
более 13-и лет назад

(избранное) Боевое искусство (БИ) и Го. 02:53

В жизни у нас не много союзников и друзей, на которых можно было бы положиться. Физическое тело – один из них. Держать его в форме – значит способствовать укреплению одного из главных своих союзников. Руководствуясь этими нехитрыми размышлениями, я направился на занятия ушу, куда меня уже давно звал один из друзей. Скажу сразу – мне повезло, я попал к Мастеру боевых искусств.

Но эта статья обязана своим появлением другому. Переплетение философии Го и БИ оказалось гораздо более тесным, чем я предполагал ранее. Параллели наметились настолько очевидными и прозрачными, что было бы странным не обратить на них внимания и не подытожить все в небольшой статье.

Пока шла наша разминка, разогрев и растяжка (примерно 1,5 часа) Мастер сидел в дзадзен (на голенях) лицом к стене и так готовился к основной части занятия.

Закончив вводную часть и разобравшись по залу, мы услышали его вводные слова:

- Сегодня мы будем изучать новые ощущения. Ведь, жизнь дана нам в ощущениях, не так ли?...

Для демонстрации был вызван один из учеников, в то время как остальные распределились по кругу заключающему их двоих. Вот зрелище, в котором любой игрок Го найдет богатые ассоциации: Мастер в черном кимоно и с черным поясом напротив ученика в белом кимоно и с белым поясом. Задача: одним (не резким) движением коснуться торса противника. Один из пары принимает на себя только оборонительную задачу, другой – только атакующую. Один ход – одно движение, один шаг, затем пауза. Чтобы победить сейчас – не надо быть быстрым или сильным. Это не задача на опережение, – это тактическое и стратегическое сражение, в котором один должен занять наиболее удобное (выгодное) положение, загоняя обороняющегося в наиболее неудобное. Также как в Го мы строим формы (стойки в ушу тоже называются «формы») стремясь получить их наиболее «удобными» и не давая противнику получить удобную позицию для себя.

Перемещаясь от одной формы к другой и застывая в них на некоторое время по принципу одно движение – один шаг, эти двое начинают партию в Го на малой доске. Вот движение-ход черных, белые уходят с линии атаки, и пара замирает на мгновение, фиксируя формы. Следующий ход черных, белые отвечают – уклоняются, наклонив корпус, и тем самым ухудшают свое равновесие (форму). Используя это, через несколько движений-ходов черные оказываются за спиной у белых: белые окружены, скованы и «камень снят с доски». Роли меняются.

Мы разбиваемся на пары и тренируемся занимать наиболее удобную позицию заставляя противника прогибаться, «танцуем», пытаясь забежать ему за спину, но пока редко достигаем успеха… Достичь успеха минимальными усилиями, т.е. минимальным числом ходов – наиболее эффективно. В Го это называется «эффективность построения форм».

Резкая команда останавливает этот процесс, партнеры кланяются друг другу и снова образуют круг возле сенсея и вызванного для демонстрации следующего задания ученика. Мастер направляет удар, ученик отходит с его линии и выставляет руку.

- Вот! Почему ты поставил руку?

- Само, оправдывался ученик.

- Правильно! Так и должно быть. Теперь посмотрите, что это? Наши руки находятся в контакте. Мастер продолжил движение, переходя от одной атакующей формы к другой. Ученик опять переместился, выставляя блок.

- Мы продолжаем находиться в контакте.

Вдруг, вместо последующей атакующей формы Мастер переместился назад, в оборонительную форму, чтобы переформироваться перед новой атакой, но ученик остался на прежнем месте.

- Почему ты там остался? Почему прервал контакт??

Мастер продолжил комментировать:

- Представьте себе: вы звоните девушке, общаетесь с ней, и так ежедневно. Вы привыкаете к этому и вдруг она не отвечает или еще хуже – что-то буркнет и бросит трубку… Это неудобно??

- Очень неудобно!!, охотно соглашается мужская половина. Девушки улыбаются.

- Вот, поэтому, чтобы занимать удобную позицию – надо сохранять с партнером контакт, сохранять дистанцию, чувствовать партнера. Это тот момент, когда ум (его аналитические функции) должен быть отключен, и вы должны воспринимать партнера только на ощущениях. Как будто вы – это некоторая амеба, которая воспринимает мир через щупальца. Вы ощупываете мир и так ощущаете его. Ведь человек проходил через все эти стадии эволюции и все это уже есть в нас.

- Вообще, как из обезьяны получился человек? Представьте себе…

Мастер встал в позу, когда все 4 конечности касаются пола, в ушу это называется «обезьяний шаг» и так пошел в направлении одной из девушек.

- Мужская особь начинает ощупывать женскую! Так обезьяны стали терять шерсть. Мастер подошел обезьяним шагом к девушке и закончил:

- Но ведь так ощупывать неудобно!, комментировал он из-под туловища. Поэтому обезьяне пришлось выпрямиться!

Мастер выпрямился под дружный хохот…

- Поддержание контакта учит нас сохранять выверенную дистанцию между собой и противником. И когда он наступает и когда он отступает, нам следует сохранять с ним контакт, чтобы сковать его действия и тем привести в неудобную позицию. (Вспомним, что один из переводов «вейчи» - «связывание противника».) Не надо стараться его победить. Такой задачи и цели не стоит. Как вы думаете: «Вот я сейчас сделаю такой удар, потом этот бросок и я победил». А вот не удался этот бросок и что? Ступор? В итоге это дискомфорт, неудобство. А победить, попав в неудобное положение, – нельзя.

Итак, мы переходим к отработке. Все то же самое, только к прежней «походовой схеме» добавляется необходимость четко ощущать партнера и сохранять с ним оптимальную дистанцию, пребывать в контакте.

В Го это важный, базисный принцип. Если подойдешь слишком близко к силе противника – получишь по носу. Отойдешь слишком далеко – лишишь себя необходимой базы. Слишком близко стоят ноги – маленькая база – тебя легко вывести из равновесия и опрокинуть…

Ощущать противника и правильно находить дистанцию к его сильным и слабым местам – большое искусство, в котором ощущения заменяют расчет. Более того, в Го зачастую четкий расчет таких условий не возможен и вовсе, еще не научились его как-то оценивать и получать из формул. Возможно, и в будущем такой расчет делать не научатся, слишком много абстрактных, иногда иррациональных, нелинейно связанных друг с другом составляющих в игре… Тогда, игроки, по-прежнему, будут полагаться на ощущения. «Это слишком близко, к силе противника» - говорит Мастер Го, указывая на камень. Как понять близко или далеко? Ученик учится это ощущать, рисунки камней сами складываются в какие-то запрещающие или разрешающие знаки… «Это слишком глубокое вторжение», продолжает Мастер. И ученик учится проводить невидимую линию, но от каких камней?? Ведь надо еще понять, какие камни в этой позиции окажутся сильными, а какие слабыми? Наш опыт складывается в новые ощущения.

Контакт с противником на этом не исчерпывается. Вот его ход… В чем его замысел, чего он хочет, каков план??? Если мы разорвем контакт на этом уровне – тоже не достигнем успеха. Мы должны быть в контакте с планами противника и даже более того… Не просто определять все его возможные действия в этой ситуации, а четко предвидеть его намерения, но об этом позже.

Мы продолжаем отрабатывать упражнение, пытаясь загнать обороняющегося в неудобное положение и прикоснуться в его торсу, либо достойно уйти от аналогичной атаки, но уже сохраняя контакт и дистанцию, как в атаке, так и в защите…

Очередная команда заставляет нас снова образовать круг, после обоюдного поклона пар.

Теперь задача усложнилась еще раз. Пары встают, соединяя ладони. Задача нападающего прежняя, но обороняющийся должен суметь так направить энергию атаки противника, чтобы его самого привести в неудобное положение. По-прежнему: один ход – одно движение, один шаг и затем фиксация. Это уже элемент контратаки, знакомый всем в Го. Противник делает атакующий ход и если нам удастся так направить энергию его камней (используя сильные и слабые стороны его форм) своим ответом, что ему придется потратить еще один ход на защиту участвовавших в атаке построений – то это безусловный успех, позволяющий перехватить инициативу. В БИ можно вывести противника из равновесия только тем, что энергия его атаки будет направлена в неудобное для его перемещения место. Тогда ему потребуется сделать еще один шаг, чтобы сохранить равновесие. А это уже перебор. В условиях реального боя нет времени на дополнительный шаг, поэтому он означает падение.

Следующее задание опять усложняет нам жизнь. Теперь надо мысленно очертить круг радиусом в метр от своего положения и постараться не выйти за его пределы, пока противник атакует тебя, подходя с разных сторон в таком же «пошаговом режиме», но уже без контакта ладоней. Важно, поняв движение атакующего, принять максимально устойчивую стойку (форму). В Го это означает, что когда твои камни блокированы так, что им уже некуда бежать (распространяться), у них остается только один шанс на выживание – построение двух глаз. Сумеешь ты их построить или нет – зависит от того, насколько эффективно строилась форма этой группы камней до ее блокировки. Умение эффективно строить глазные формы и выживать на ограниченном пространстве использую слабости в построениях противника – вот с чем можно сравнить это упражнение в БИ.

Затем мы перешли к упражнению, которое непосредственно служит развитию навыка предвидения действий и намерений противника. Во время боя нет времени на осмысление и анализ действий себя и нападающего. Поэтому, это делается сейчас в таком же «пошаговом» режиме. Атакующий делает свой «ход», а защищающийся старается блокировать или перенаправить его энергию, после чего пара застывает. В этот момент оба обмениваются по очереди мнениями. «Я думаю, ты хотел сделать такой-то захват вслед за этим выпадом». Партнер подтверждает или опровергает это утверждение исходя из своих реальных планов и, в свою очередь, предлагает то, что он ожидал от противника в качестве продолжения его действий.

Предвидение в Го – важная составляющая успеха. Без нее невозможно адекватно строить какие-либо стратегические планы и в полной мере почувствовать себя полководцем, наблюдающим с холма за штурмом неприятельских редутов, оперативно реагируя на предсказуемые действия противника.

В завершение занятия Мастер обратился к присутствующим.

- То, что мы сейчас отрабатывали – это еще далеко не все составляющие поединка. Следующие ступени – это когда неизвестно, кто атакует, а кто защищается, когда надо действовать в значительно более сложных условиях.

Мастер вызвал ученика, и они несколько раз продемонстрировали, как может развиваться подобный «пошаговый» поединок при возможности действовать одновременно, не распределяя роли нападающего и защищающегося.

- Но это еще не все. Нужно постоянно стремиться достигать нового качества и действовать на другой волне. Тогда поединок может быть предотвращен.

Мастер опять встал в стойку напротив ученика.

- Начали!

Ученик сделал выпад в сторону Мастера, в то время как последний успел выйти из стойки и в обычной позе сделал пару шагов, так, как будто прогуливался. Ученик, успев среагировать на перемещение Мастера «смазал» удар в сторону, застыв в нелепой позе с нарушенным равновесием, и пошатнулся, едва сохранив его.

- Вот видите! Можно находиться на другой волне, вне поединка. Это также как могут быть устройства на лампах и на транзисторах – совершенно разные качества и возможности. Вот он преследовал слишком определенную цель…

- Да, я хотел ударить, - подтвердил ученик с энтузиазмом.

- В то время как я находился на совершенно другой волне.

Мастер продемонстрировал еще несколько подобных «несостыковок». После чего заключил:

- Когда вы находитесь на другой волне, ситуация в которой может понадобиться поединок может и вовсе не возникнуть.

Все наши ушибы, растяжения и т.д. в старости проявляются как болезни. Я видел людей, которые набивали себе на кулаках огромные костяшки и хвастались этим. Что стало с их руками с возрастом? Также набивают себе, например, ноги и говорят, мол, видишь, меня бьют палкой и не больно. Ну, хорошо, в следующий раз тебя ударят ломом. Тогда зачем это тренировать?? Это все та же волна.

Как эта девушка (показывает на довольно хрупкую девушку, на вид из старших классов школы), сможет победить какого-нибудь амбала?... Только за счет ума. Поэтому наши занятия можно назвать «Школой ума». Зачем блокировать лом или палку? Да, просто уклонись и все!

Будда говорил: «Живите как в раю». Я много размышлял над этой фразой. В ней заключен огромный смысл. Чтобы не происходило, мы можем не соглашаться на меньшее. Вот, что я вам уже называл:

Сначала техника.

Потом удар [приложение силы] и его фиксация [фокусировка].

Затем психо-эмоционально-физическая целостность.

Система.

И, наконец, отбрасывание всех систем, и освобождение сознания. Так, чтобы мир теперь мог творить через нас, тогда, когда мы уже обладаем для этого всем необходимым. Сознание должно стать пустым, только тогда через него сможет «прорасти» мир.

Это может стать тем самым выходом в новое качество и переходом на другую волну.

Помните, что мы занимаемся здесь не ради поясов и данов, а ради изменения себя и перестройки своего сознания.

Мы прощаемся и идем в раздевалку.

Вдогонку, я размышляю над тем, как стройно ложатся последние слова Мастера на практику Го. Действительно, изучение начинается с правил и техники. Потом мы учимся выделять на доске приоритеты (фокусировка) и должным образом прикладывать силы для достижения результата. Высокий результат не появится без воспитания психоэмоциональной целостности, собранности и стойкости. Изучение приводится к системе, т.к. в начале мы изучаем Го по частям (жизнь и смерть, особенности стадий игры, мастерские ходы, угловые построения и т.д.). В конечном счете, система должна быть отброшена, только тогда удастся перейти к непосредственному творчеству. Только тогда, можно выйти за пределы доски и камней «застолбляющих» наши ум и сознание.


Малютин Дмитрий.
28.01.2007 Москва.


Эта статья по игре Го просматривалась: 32853 раз(а).
Комментарии (4)

Кейворды: Боевые искусства, Мастерство, Образы Го, Предвидение, Притчи, Статьи, Теории


 

 
Copyright (c) 2005—2021 Малютин Дмитрий
Powered by e2